Дело № АКПИ12-1138

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 октября 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-1138

от 29 октября 2012 года

 

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

Полякова [скрыто] о признании недействующим пункта 3

приложения к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 490 «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. № 640»,

 

установил:

 

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 9 октября 2004 г. № 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее - Перечень должностей). Пунктом 3 приложения к приказу МВД России от 26 июня 2006 г. № 490 (далее - Приложение) Перечень должностей дополнен разделами «Отделение (группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых

горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС» и «Отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, дислоцирующаяся отдельно от горрайоргана внутренних дел».

Данилюк С.Е., Подов А.И., Поляков С.А., проходившие службу в конвойном отделении охранно-конвойной службы районного органа внутренних дел, имеющего ИВС, на должностях, связанных с конвоированием подозреваемых и обвиняемых, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим с даты принятия пункта 3 Приложения в части, лишающей сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих в подразделениях горрайоргана (линейного органа) внутренних дел функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, права на льготное исчисление выслуги лет при наличии в этом органе изолятора временного содержания. Считают, что оспариваемое нормативное положение противоречит Конституции Российской Федерации и нарушает их право на включение в выслугу лет в льготном исчислении времени службы, в течение которого они выполняли должностные обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Представители МВД России Петухов Ю.С. и Тузлукова Н.С. в своих возражениях указали, что в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. № 605 «Об утверждении типовых штатов изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции» конвойные отделения милиции входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями. Аналогичный статус этих подразделений определен и действующим в настоящее время приказом МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении Типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», в связи с чем сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в конвойных отделениях районного органа МВД России, имеющего ИВС, на должностях, предусмотренных Перечнем должностей для изоляторов временного содержания, при назначении пенсий имеют право на зачет времени данной службы в выслугу лет на льготных основаниях. Пункт 3 Приложения не лишает их этого права, он расширяет перечень должностей, обеспечивая реализацию такого же права сотрудниками, проходившими службу в отделениях (группах) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых территориального органа МВД России на районном уровне, не имеющего ИВС.

Выслушав объяснения заявителей и их представителя - адвоката Седлецкого СВ., возражения представителей МВД России, представителя Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю., проверив пункт 3 Приложения на соответствие требованиям федерального закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что внесенные оспариваемой нормой дополнения в Перечень должностей не ограничивают право заявителей на

льготное исчисление выслуги лет, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18).

Абзацем сорок пятым подпункта «г» пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 684) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 20 мая 2004 г. № 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения № 2- 5).

Из анализа типового штатного расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1 к приказу) следует, что его составной частью является штат работников взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Согласно пункту 2 примечания 1 к данному расписанию допускается возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС.

В приложениях № 2-5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников (городского) районного органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.

Следовательно, взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющем ИБС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом «Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» (строки 14-19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Пункт 3 Приложения не отменяет и не ограничивает право указанных сотрудников органов внутренних дел на включение при назначении пенсий в выслугу лет в льготном исчислении периода, в течение которого они выполняли должностные обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Данным пунктом устранен пробел в правовом регулировании, Перечень должностей дополнен разделом, позволяющим реализовать право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий тем сотрудникам органов внутренних дел, которые проходили службу в названных отделениях (группах), создаваемых в соответствии с пунктом 2 примечания 1 приложения № 1 к приказу МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 в горрайоргане (линейном органе) органа внутренних дел, не имеющего ИВС.

С учетом изложенного оспариваемая норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права заявителей не нарушает, в связи с чем в удовлетворении их требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Данилюка [скрыто], Подова [скрыто], Полякова [скрыто] А ^ о признании

недействующим пункта 3 приложения к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 490 «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. № 640» отказать, как не препятствующего льготному исчислению выслуги лет при назначении пенсий сотрудникам органов внутренних дел, проходившим службу в отделениях

(группах) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, имеющего ИВС, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.К. Толчеев

Статьи законов по Делу № АКПИ12-1138

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх