Дело № АКПИ12-1194

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 ноября 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-1194

от 12 ноября 2012 года

 

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

«Томскнефтегазпереработка» о признании частично недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., и приложения 1 к данной Инструкции,

 

установил:

 

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее -Инструкция) утверждена Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России) 27 мая 1996 г., зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюст России) 8 августа 1996 г., регистрационный № 1146, официально опубликована в изданиях «Российские вести» 22 августа 1996 г., 5 сентября 1996 г., «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 1996 г., № 6.

Согласно пункту 1.2 Инструкции, раскрывающему содержание используемых в ней терминов и определений, тяжеловесный груз -транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая

масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 Инструкции.

В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы, пропуск которых разрешается по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений, в зависимости от массы и размеров подразделяются на две категории: категория 1 - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают значения, установленные в разделе I Приложения 1 Инструкции, но не относится к категории 2; категория 2 - транспортное средство, весовые параметры которого с грузом или без груза соответствуют величинам, приведенным в разделе II Приложения 1 Инструкции (далее - Приложение 1).

Приложение 1 устанавливает параметры автотранспортного средства, при превышении которых оно относится к категориям 1 и 2, определяет в разделе I допустимые нагрузки на каждую ось, которые не должна превышать осевая масса двухосных автотранспортных средств и двухосных тележек (пункт 2.1, таблица П. 1.1) и осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств (пункт 2.2, таблица П. 1.2), а также предельные значения полной массы автотранспортного средства, которые не должны превышаться при движении по мостовым сооружениям (пункт 2.4, таблица П. 1.4).

ООО «Томскнефтегазпереработка» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции и Приложения 1 в части, определяющей критерии признания грузов тяжеловесными. Считает, что оспариваемые положения, устанавливающие весовые ограничения автотранспортного средства по полной и осевой массе, противоречат пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (в редакции постановления от 30 декабря 2011 г. № 1208), и приложениям № 1, 2 к этим Правилам и безосновательно налагают на заявителя бремя несения расходов по возмещению вреда и оформлению специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов, которые по критериям, определенным Правительством Российской Федерации, таковыми не являются.

Представитель заявителя Зейля Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что Инструкция продолжает применяться на территории Российской Федерации, вследствие чего нарушаются права ООО «Томскнефтегазпереработка», которое вынуждено нести необоснованные расходы, вызванные получением специальных разрешений на перевозку грузов, не являющихся тяжеловесными согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Представители Минтранса России Тонких СР. и Чертков A.B. в своих возражениях указали на то, что пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1 в оспариваемой части не применяются со дня вступления в силу Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (25 июля 2011 г.), с этого времени при принятии решения об отнесении грузов к тяжеловесным

используются понятия и критерии, определенные названными Правилами, оспариваемые положения Инструкции отменены приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. № 258, утратили силу, в связи с чем прав заявителя не нарушают.

Представитель Минюста России Бабченко Ю.В. считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что Инструкция в оспариваемой части нарушает права заявителя и подлежит признанию недействующей в этой части.

Инструкция, как следует из ее пункта 1.1, разработана Минтрансом России на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов автомобильными дорогами Российской Федерации» указанное постановление от 26 сентября 1995 г. № 962 признано утратившим силу, утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 которых размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлением от 15 апреля 2011 г. № 272 утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, действующие с 25 июля 2011 г. С этого времени оспариваемые положения Инструкции вошли в противоречие с пунктом 5 названных Правил и приложениями № 1, 2 к ним, содержащими другое определение понятия тяжеловесного груза и устанавливающими иные параметры транспортного средства, в зависимости от превышения которых определяется размер имущественной ответственности.

Утверждения представителей Минтранса России о том, что пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1 не применяются с указанного времени и не нарушают права заявителя, опровергаются представленными суду разрешениями на перевозку тяжеловесного груза с 13 апреля по 12 июля и с 13 июля по 12 октября 2012 г., выданными областным государственным казенным

учреждением «Управление автомобильных дорог Томской области» исходя из параметров транспортного средства, определенных в указанных нормах Инструкции, а также платежными поручениями о перечислении госпошлины за выдачу этих разрешений и денежных средств в возмещение вреда, причиняемого в связи с перевозкой таких грузов.

Необоснованна и ссылка на приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. № 258, зарегистрированный в Минюсте России 11 октября 2012 г., регистрационный № 25656, которым оспариваемые положения Инструкции отменены. Данный приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. На день рассмотрения настоящего дела приказ официально не опубликован, что создает неопределенность в определении даты вступления его в силу и допускает возможность дальнейшего необоснованного применения оспариваемых положений Инструкции.

Пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1, противоречащие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такое решение по своей природе не является подтверждением недействительности оспариваемых норм и их отмены самим судом, тем более лишения этих норм юридической силы с момента издания, а означает лишь прекращение их действия с момента вступления решения суда в законную силу. Если заявитель считает свои права нарушенными необоснованным применением оспариваемых норм Инструкции до прекращения решением суда их действия, то он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этих прав.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление ООО «Томскнефтегазпереработка» удовлетворить. Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., и приложение 1 к данной Инструкции в части, раскрывающей содержание понятия тяжеловесного груза и устанавливающей параметры, в зависимости от превышения которых определяется плата в счет возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. [скрыто] ш

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.К. Толчеев

Статьи законов по Делу № АКПИ12-1194

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх