Дело № АКПИ12-1718

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 февраля 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-1718

от 4 февраля 2013 года

 

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

установил:

 

Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней (далее - Инструкция) утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г., опубликована в действовавшем на то время порядке, размещена в информационно-правовой системе «ГАРАНТ», доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц.

Согласно пункту 4.1.2 Инструкции в карантинированных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках запрещают ввод и ввоз на их территорию, вывод и вывоз за ее пределы животных всех видов, в том числе птицы; заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения; вывоз с их территории продукции растениеводства; вход на неблагополучную свиноводческую ферму (в хозяйство) посторонних лиц, въезд на ее территорию транспорта и перегруппировку в хозяйстве

свинопоголовья; торговлю животными и продуктами животного происхождения на рынках и в других местах (в хозяйствах, населенных пунктах), проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других общественных мероприятий, связанных со скоплением людей и животных. На все время карантина ограничивают въезд на карантинируемую территорию района, области, края (республики) и выезд людей с этой территории любым видом транспорта.

Общество с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «Калачевский» (далее - ООО «Мясокомбинат «Калачевский») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.1.2 Инструкции в части, исключающей для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации иную возможность, чем установление одновременно всех карантинных мероприятий, предусмотренных этим пунктом. По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статье 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, статьям З1, 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», наделяющих высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации полномочием определять перечень ограничительных мероприятий в зависимости от фактической обстановки. Ссылается на нарушение прав ООО «Мясокомбинат «Калачевский», выразившееся в том, что на основании этой нормы мясокомбинату был запрещен ввоз на территорию Ростовской области мясной продукции, выработанной промышленным способом и подвергнутой при производстве термической обработке, ограничений на вывоз которой с карантинируемой территории района не было установлено постановлением губернатора Волгоградской области от 13 марта 2012 г. № 17 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области».

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее -Минсельхоз России), привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, считает, что Инструкция в оспариваемой части не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит действующему законодательству, направлена на охрану жизни и здоровья людей, защиту интересов общества и государства путем предупреждения возможности распространения вируса африканской чумы свиней. Доводы заявителя о компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно определять ограничительные мероприятия, перечень которых установлен пунктом 4.1.2 Инструкции, основаны на неправильном толковании положений Закона Российской Федерации «О ветеринарии».

Выслушав объяснения представителей заявителя Великой С.Н., Филякиной Е.В., возражения представителей заинтересованного лица Бондарь A.B., Косаревой Н.И., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие федеральному закону и иным

нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для вывода о противоречии оспариваемой нормы, содержащейся в нормативном акте бывшего Союза ССР, законодательству Российской Федерации.

Статья З1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» относит к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установление и отмену ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1); наделяет федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии правом принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (подпункты 1, 2 пункта 3).

Согласно статье 17 этого Закона в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (часть вторая); в решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) (часть шестая); перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (часть девятая).

Закон Российской Федерации «О ветеринарии» не определяет перечень ограничительных мероприятий, необходимых для предотвращения распространения особо опасных болезней животных и, вопреки утверждению заявителя, не относит установление подобного перечня к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Часть шестая статьи 17 данного Закона, на которую ссылались в судебном заседании представители заявителя в подтверждение своих доводов, также не исключает из полномочий Российской Федерации определение перечня таких мероприятий, а лишь обязывает указывать в решении, принимаемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок. Ограничительные

мероприятия не могут указываться в решении произвольно, их перечень и характер ограничений зависит от вида заразной болезни животных и в каждом конкретном случае определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности принимаемыми федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию.

Минсельхоз России, реализуя предоставленные полномочия, приказом от 19 декабря 2011 г. № 476 утвердил перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), указав в нем африканскую чуму свиней в категории особо опасных болезней животных. Однако этот нормативный правовой акт не определяет ограничительные мероприятия, необходимые для предотвращения распространения особо опасных болезней животных, в частности африканской чумы свиней.

Не имеется и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми был бы определен перечень мероприятий по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней. Такие мероприятия и порядок их проведения регламентированы оспариваемой в части Инструкцией, утвержденной Главным управлением ветеринарии, уполномоченным на тот период времени утверждать инструкции, наставления, правила по ветеринарии, вытекающие из Ветеринарного устава Союза ССР и действующего законодательства (пункт 4 Временного положения о Главном управлении ветеринарии (с Государственной ветеринарной инспекцией) Министерства сельского хозяйства СССР, утвержденного названным Министерством 26 июня 1968 г.).

В силу пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению.

Следовательно, до принятия в Российской Федерации нормативного правового акта, определяющего правила борьбы с африканской чумой свиней, на территории Российской Федерации подлежит применению нормативный акт бывшего Союза ССР - Инструкция, пункт 4.1.2 которой не противоречит действующему российскому законодательству.

Довод о несоответствии оспариваемой нормы статье 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободное перемещение товаров, лишен правовых оснований.

Согласно части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с

федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Возможность введения ограничительных мероприятий в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных предусмотрена Законом Российской Федерации «О ветеринарии», в частности его статьей 17, а не пунктом 4.1.2 Инструкции. Оспариваемый пункт не нарушает права и законные интересы ООО «Мясокомбинат «Калачевский», основания для признания его недействующим отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «Калачевский» о признании недействующим пункта 4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.К. Толчеев

Статьи законов по Делу № АКПИ12-1718

Статья 8. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,
Статья 74. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх