Дело № АКПИ12-181

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 апреля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-181

от 27 апреля 2012 года

 

судьи Верховного Суда

при секретаре Карулине И.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черных [скрыто] о признании частично

недействующими пунктов 5, 8, 20, 23, 33, 34 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, пунктов 2, 24, 33, 35, 40, 75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 782,

 

установил:

 

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 1999 г., № 52, ст. 6396, «Российской газете» 31 декабря 1999 г., № 255.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 782 утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских

удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2000 г., № 2349 и опубликован в «Российской газете» 22 августа 2000 г., № 162, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 28 августа 2000 г., № 35.

Черных В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 5, 8, 20, 23, 33, 34 Правил, пунктов 2, 24, 33, 35, 40, 75 Инструкции, ссылаясь на то, что они противоречат Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., вступила в силу для СССР 21 мая 1977 г.) (далее -Конвенция), создают угрозу нарушения его права как кандидата в водители относительно тех категорий, которые он намерен получить, и водителя транспортных средств относительно имеющихся у него категорий.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что:

- пункты 5, 8, 33, 34 Правил и пункты 24, 33, 35, 40 Инструкции в части, предусматривающей выдачу водительских удостоверений с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «О», «Е» и «трамвай», «троллейбус», противоречат положениям Конвенции, в которой отсутствуют какие-либо разрешающие отметки;

- пункт 34 Правил и пункт 33 Инструкции в части, предусматривающей наличие в водительских удостоверениях в графе «Особые отметки» указания о праве управления трамваем и троллейбусом, а также других необходимых данных, противоречат статье 41 Конвенции, Приложению 6 к ней;

- пункты 20, 23 Правил в части, предоставляющей Главному управлению Государственной инспекции право утверждать методику сдачи экзаменов и экзаменационные билеты, не соответствуют части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

- пункт 2 Инструкции в части сноски «Образцы бланков водительских удостоверений утверждены Приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. № 120, от 28 сентября 1998 г. № 603», допускающей выдачу водительского удостоверения по форме, указанной в данных приказах, противоречит статье 41 Конвенции;

- пункт 75 Инструкции в части, допускающей аннулирование и утилизацию водительского удостоверения, не востребованного по истечении двух лет после окончания срока лишения, противоречит части 5 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой хранение водительских удостоверений осуществляется в течение трех лет после истечения срока лишения.

В судебное заседание Черных В.А. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 15 марта 2012 г. №РД-П4-1448).

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Митрошин Д.В., Желтенков Д.Б., Шакиров Ю.К., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Гаврилова И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

В силу статьи 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 3).

Конвенцией установлены требования, предъявляемые к национальным и международным водительским удостоверениям. 28 сентября 2004 г. в Конвенцию внесены поправки, вступившие в силу 28 марта 2006 г., которыми, в частности, изменены требования к форме и содержанию национального и международного водительских удостоверений (Приложения 6, 7).

Так, Приложением 6 к Конвенции установлено, что национальное водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий: А, В, С, Б, ВЕ, СЕ, БЕ; помимо перечисленных выше категорий и подкатегорий, национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств (пункты 8, 10).

Довод заявителя о несоответствии Правил и Инструкции требованиям, предъявляемым Конвенцией к национальным водительским удостоверениям, суд не может признать обоснованным.

Согласно пункту 2 статьи 43 Конвенции Договаривающиеся Стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией Приложения 6 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу.

В целях обеспечения международных обязательств Российской Федерации, связанных с вступлением в силу 28 марта 2006 г. поправок к Конвенции, касающихся требований к национальному водительскому удостоверению, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. № 365 утверждено и введено в действие с 1 марта 2011 г. описание образца водительского удостоверения (приложение № 1), в котором указаны категории транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение (А, В, С, Д, ВЕ, СЕ, ДЕ); установлено, что водительские удостоверения образцов № 1 и № 2, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. № 120 «Об утверждении образцов водительских удостоверений», действительны до окончания указанного в них срока действия.

Суд не может признать обоснованным довод заявителя о несоответствии Конвенции пунктов 5, 8, 33, 34 Правил и пунктов 24, 33, 35, 40 Инструкции, предусматривающих выдачу водительских удостоверений с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «В» и «Е», «трамвай», «троллейбус».

Согласно пункту 4 Правил водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «Б» и «Е» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий. Следовательно, под разрешающими отметками в Правилах, а также в Инструкции, принятой в соответствии с Правилами, понимаются категории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения.

Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право на управление трамваем, троллейбусом, а также других необходимых записей (стаж, группа крови, ручное управление и прочее) не противоречит Конвенции, согласно которой национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств, в водительском удостоверении допускается наличие специальной пометки, требующей ношения данным лицом некоторых приспособлений или предусматривающей некоторое переустройство транспортного средства с учетом инвалидности водителя (пункты 4 статьи 41 Конвенции, пункты 4, 10 Приложения 6).

Указание в водительских удостоверениях разрешающих отметок не нарушает прав заявителя, поскольку выданные по старому образцу водительские удостоверения действительны до окончания указанного в них срока действия (пункт 1 статьи 43 Конвенции).

Утверждение заявителя о противоречии пунктов 20, 23 Правил в части предоставления Главному управлению Государственной инспекции права утверждать методику сдачи экзаменов и экзаменационные билеты части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не имеет значения по настоящему делу. Проверка конституционности нормативных правовых

актов, перечисленных в части 2 (пункты «а» и «б») статьи 125 Конституции Российской Федерации, в число которых входят нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может быть осуществлена в порядке гражданского судопроизводства (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанные в сноске к пункту 2 Инструкции приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации признаны утратившими силу приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. № 365 «О введении в действие водительского удостоверения» и от 18 апреля 2011 г. № 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения». Кроме того, сноска сама по себе не нарушает прав заявителя, поскольку не устанавливает каких-либо прав и обязанностей.

Пункт 75 Инструкции в части, допускающей аннулирование и утилизацию водительского удостоверения, не востребованного по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, противоречит части 5 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой хранение водительских удостоверений осуществляется в течение трех лет после истечения срока лишения. В связи с этим данная норма в оспариваемой части подлежит признанию недействующей.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Черных [скрыто] удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 782, в части, предусматривающей аннулирование и утилизацию водительских удостоверений, не востребованных по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.А. Емышева

Статьи законов по Делу № АКПИ12-181

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
КоАП РФ Статья 32.6. Порядок исполнения постановления о лишении специального права

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх