Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ12-937

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 августа 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-937

от 8 августа 2012 года

 

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

недействующим подпункта «м» пункта 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170,

 

установил:

 

подпункт «м» пункта 5.9.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 ( далее - Правила), устанавливает, что мусоросборные камеры не должны граничить с жилыми помещениями.

Колядин М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания в части, допускающей расположение мусоросборной камеры смежно с кухней жилого помещения. Заявитель считает, что оспариваемая норма противоречит статьям 21, 40, 42 Конституции Российской Федерации, статьям 1 и 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пояснил, что, проживая в квартире на первом этаже жилого дома, кухня которой граничит с мусороприемной камерой, он испытывает вредное воздействие

неблагоприятных факторов, связанных с размещением в камере отходов потребления, чем нарушается его право на охрану здоровья.

Министерство регионального развития Российской Федерации (далее -Минрегион России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее -Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что пункт 8.2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - Санитарные правила), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64, не допускает расположение мусороприемной камеры непосредственно под жилыми комнатами или смежно с ними. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требования санитарных правил являются обязательными к применению, в связи с этим оспариваемая в части норма полностью согласуется с пунктом 8.2.3 Санитарных правил и не противоречит действующему федеральному законодательству, прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения Колядина М.А., возражения представителей Минрегиона России Павловой Е.В. и Русских Е.Е., Минюста России Бабченко В.Н., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Правила изданы в соответствии с пунктом 53 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1289. Указанный комитет преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 находится в ведении Минрегиона России. Оспариваемый в части нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2003 г., регистрационный № 5176, опубликован в «Российской газете» 23 октября 2003 г.

Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьи 1 и 8 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливая право граждан на благоприятную среду обитания,

факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, определяет, в том числе, что жилые помещения по планировке должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац второй статьи 8, пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 24).

Указанными законоположениями, имеющими общий характер, непосредственно не установлены требования к жилым помещениям и расположенному в зданиях инженерному оборудованию, условиям их эксплуатации. Безопасность и безвредность для человека условий проживания обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Санитарные правила согласно их пункту 1.4 предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пункт 3.11 и абзац второй пункта 8.2.3 этих Санитарных правил устанавливают запрет на размещение мусороприемной камеры, ствола мусоропровода и устройства для его очистки и промывки над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними. Предписаний, предусматривающих запрет на расположение мусороприемной камеры смежно с помещением кухни, указанные Санитарные правила не содержат.

Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что кухня является помещением вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире предназначена комната (части 3 и 4 статьи 16).

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, не допускает к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования (абзац второй пункта 6).

Из содержания приведенных норм следует, что комната и кухня имеют различное функциональное назначение, с учетом которого и осуществляется правовое регулирование отношений по размещению указанного выше оборудования.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, устанавливающих ограничения по размещению мусороприемной камеры смежно с помещением кухни, не имеется.

Оспариваемые в части Правила согласно содержанию пункта 1.1 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, и исходя из указанных целей оспариваемая в части норма подлежит применению в системной связи с нормами действующего федерального законодательства, в том числе с учетом Санитарных правил.

Таким образом, подпункт «м» пункта 5.9.5 Правил в части оспариваемой заявителем, полностью согласуется с пунктом 3.11 и абзацем вторым пункта 8.2.3 Санитарных правил, законность которых подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. по гражданскому делу № ГКПИ11-1784, и действующему федеральному законодательству не противоречит.

Доводы заявителя о нарушении конституционных прав, в том числе права на жилище, самим фактом расположения названного инженерно-технического оборудования смежно с помещением кухни фактически сводятся к оценке потребительских свойств и технических характеристик занимаемого заявителем жилого помещения и не могут являться основанием для признания оспариваемой в части нормы недействующей.

Необоснованна и ссылка заявителя на Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не имеющий общего с Правилами предмета правового регулирования.

С учетом изложенного оспариваемое в части нормативное предписание действующему законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Колядина [скрыто] о

признании частично недействующим подпункта «м» пункта 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Петрова Т.А.

Статьи законов по Делу № АКПИ12-937

Производство по делу

Загрузка
Наверх