Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 3
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ13-1110

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 декабря 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ13-1110

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 2 декабря 2013 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К. при секретаре Петровой О.А. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парфенова О А о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г.

№ 739 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. № 510»,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 739 (далее - постановление от 23 сентября 2010 г. № 739) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. № 510 «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - постановление от 12 августа 2005 г. № 510). Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Собрание законодательства Российской Федерации», 2010 г., № 40.

Парфенов О.А., являющийся , оспорил в Верховном Суде Российской Федерации постановление от 23 сентября 2010 г. № 739, считая его не соответствующим статьям 447, 448 (пункт 2), 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», части 16 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», статьям 1, 3, 15, 16, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушающим его права, свободы и законные интересы.

Свои требования заявитель обосновал тем, что постановление от 12 августа 2005 г. № 510, признанное утратившим силу оспариваемым нормативным правовым актом, было издано во исполнение статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции, действовавшей до 31 декабря 2008 г., предписывало определять официальное издание, в котором осуществляется опубликование предусмотренных названным Федеральным законом сведений, по результатам конкурса между редакциями печатных средств массовой информации, обеспечивать проведение очередного конкурса за 6 месяцев до истечения срока действия договора с официальным изданием. В соответствии с поручением, содержащимся в этом постановлении, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) приказом от 29 мая 2006 г. № 144 разработало и утвердило правила организации и проведения конкурса между редакциями печатных средств массовой информации по определению официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение действия постановления от 12 августа 2005 г. № 510 фактически отменяет нормативное правовое регулирование порядка проведения конкурса по выбору официального издания, допускает возможность определения такого издания без проведения конкурса, без публикации извещения о торгах в печатных средствах массовой информации, позволяет Минэкономразвития России не устанавливать новые правила организации и проведения конкурса, произвольно определять состав конкурсной комиссии, порядок проведения конкурса и любые критерии оценки заявок претендентов. В результате этого цена на размещение объявления в определенном регулирующим органом официальном издании будет формироваться произвольно и не может являться главным оцениваемым критерием заявок редакций средств массовой информации.

Расходы на публикацию указанных сведений уменьшают конкурсную массу должника, направляемую на погашение требований кредиторов, и сумму фактически получаемого арбитражным управляющим вознаграждения (в процентном отношении от размера удовлетворенных требований кредиторов), поскольку возмещение расходов, связанных с включением сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника.

Ссылается на то, что приказ Минэкономразвития России от 12 июля 2010 г. № 292 «Об определении тиража официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», периодичности, порядка и сроков опубликования, а также цены на услуги по опубликованию таких сведений» (далее - приказ от 12 июля 2010 г. № 292) предусматривает лишь отдельные требования к официальному изданию и не определяет правила организации и проведения конкурса между редакциями средств массовой информации.

Постановление от 23 сентября 2010 г. № 739, отменив нормы, регулирующие порядок выбора официального издания, не устанавливает новые правила организации и проведения конкурса и не возлагает на Минэкономразвития России обязанность разработать и принять такие правила.

Минэкономразвития России, представляющее на основании поручения от 28 октября 2013 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало на то, что высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации вправе был признать утратившим силу постановление от 12 августа 2005 г. № 510, которое ранее было издано им не в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и не в развитие норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а по собственному усмотрению в порядке реализации принадлежащих ему полномочий. Постановление от 23 сентября 2010 г. № 739 принято в связи с тем, что федеральный законодатель с 31 декабря 2008 г. (со дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296) перераспределил полномочия по определению официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве, установлению тиража, периодичности, порядка и сроков опубликования соответствующих сведений, цены на такие услуги, отнес разрешение указанных вопросов к исключительной компетенции Минэкономразвития России как регулирующего органа, которое приказом от 12 июля 2010 г. № 292 исчерпывающе их урегулировало, а также установило ненормативным правовым актом правила проведения конкретного конкурса в 2012 году.

Выслушав объяснения представителя заявителя - Литвинова М.М., возражения представителя заинтересованного лица - Старикова А.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Пункт 1 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции, действовавшей до 31 декабря 2008 г., предусматривал, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с этим Федеральным законом, публикуются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. Тираж официального издания, периодичность и срок опубликования указанных сведений, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого заинтересованного лица.

Исполняя данное предписание, Правительство Российской Федерации постановлением от 12 августа 2005 г. № 510 установило требования к официальному изданию (тираж, периодичность, цену опубликования официальных сведений), а также способ определения им официального издания, в котором осуществляется опубликование сведений о банкротстве (по результатам конкурса между редакциями печатных средств массовой информации), и поручило Минэкономразвития России установить правила организации и проведения конкурса и примерный договор о порядке и условиях опубликования официальных сведений.

Из анализа содержания данного постановления следует, что правовые нормы, определяющие способ выбора официального издания и порядок утверждения правил организации и проведения конкурса, были приняты не в силу прямого указания на это в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а в порядке осуществления Правительством Российской Федерации своих полномочий, предоставленных в соответствии со статьями 12, 13, 14, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в целях обеспечения соблюдения установленных принципов и процедуры, по которым оно будет определять официальное издание для публикации сведений о банкротстве.

Следовательно, доводы заявителя о незаконности постановления от 23 сентября 2010 г. № 739 по тому основанию, что Правительством Российской Федерации не установлена обязанность Минэкономразвития России утвердить нормативный правовой акт, определяющий правила организации и проведения конкурса между редакциями печатных средств массовой информации, лишены правовых оснований.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу 31 декабря 2008 г., сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с этим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом (пункт 1); доступ к официальному изданию, в котором осуществляется опубликование сведений, указанных в пункте 1 данной статьи, его тираж, периодичность, порядок и срок опубликования сведений о банкротстве в таком официальном издании, цена опубликования сведений, указанных в пункте 1 данной статьи, в таком официальном издании (устанавливаются регулирующим органом) не должны являться препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица указанным к сведениям (абзац второй пункта 4).

При этом Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает издание нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения конкурса между редакциями средств массовой информации, и не делегирует регулирующему органу такое полномочие, предусматривая в пункте 6 статьи 231, что до определения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти официального издания, в котором в соответствии со статьей 28 этого Федерального закона подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в «Российской газете».

Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что данное министерство является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», определяет официальное издание, в котором подлежат опубликованию сведения, предусмотренные федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (абзац третий пункта 1, пункт 5.3.20).

Минэкономразвития России, реализуя предоставленные полномочия, приказом от 12 июля 2010 г. № 292 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный номер 18365) установило тираж официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве, периодичность и цену опубликования официальных сведений, утвердило порядок опубликования указанных сведений, предусматривающий требования к публикуемым сообщениям, срок опубликования.

Согласно части 16 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» до утверждения регулирующим органом нормативных правовых актов, предусмотренных статьями 28 и 29 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции данного Федерального закона), применяются изданные до дня вступления в силу этого Федерального закона соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Отмена Правительством Российской Федерации постановления от 12 августа 2005 г. № 510 в период действия нормативного правового акта регулирующего органа, принятого во исполнение статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не повлекла за собой нарушение каких-либо прав и свобод арбитражных управляющих. Заявитель фактически выражает свое несогласие с содержанием приказа от 12 июля 2010 г. № 292, считая его неполным и незаконным, что не является предметом проверки по настоящему делу и не может повлиять на вывод о законности оспариваемого постановления.

Нельзя признать обоснованным и утверждение заявителя о несоответствии постановления от 23 сентября 2010 г. № 739 требованиям статьей 447, 448 (пункт 2), 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 15, 16, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции». Названное постановление не регулирует порядок определения официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и не содержит положений, позволяющих не применять перечисленные правовые нормы при определении регулирующим органом конкретного официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве.

Оспариваемое постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, права, свободы и законные интересы Парфенова О.А. не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Парфенова О А о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 739 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г.

№ 510» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.К. Толчеев

Статьи законов по Делу № АКПИ13-1110

Производство по делу

Загрузка
Наверх