Дело № АКПИ13-1158

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 декабря 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Романенков Николай Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ13-1158

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 25 декабря 2013 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Р о м а н е н к о в а н с Российской Федерации при секретаре Жуковой И.В. с участием прокурора Власовой Т.А., рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Румянцева И А о признании частично недействующей Инструкции об организации оперативно-розыскной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 8 августа 2005 г. № 0026,

установил:

согласно Инструкции об организации оперативно-розыскной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ проведение проверочной закупки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, проводится на основании постановления, утвержденного в территориальном органе ФСКН России начальником или его заместителем.

Гражданин Румянцев И.А., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим приказа ФСКН России от 8 августа 2005 г. № 0026, которым утверждена Инструкция об организации оперативно-розыскной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта расширяют круг лиц, полномочных утверждать постановления на проведение оперативно- розыскного мероприятия «проверочная закупка», что противоречит части 7 статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» и нарушает его права, так как при проведении оперативно-розыскных мероприятий ограничиваются основные права и свободы человека.

Румянцев И.А. извещен о времени и месте судебного заседания.

Учитывая, что заявитель отбывает наказание в виде лишения свободы, выступая стороной в гражданском процессе об оспаривании нормативного правового акта, довел до сведения суда свою позицию относительно незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта, ему было разъяснено право на ведение гражданского дела через представителя, суд считает возможным рассмотреть дело без личного участия Румянцева И.А. в судебном разбирательстве.

Представители Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Катыков Д.В., Репин К.В., Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко Ю.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий ФСКН России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителей ФСКН России Катыкова Д.В., Репина К.Ю., Минюста России Бабченко Ю.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

ФСКН России в соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Приказом ФСКН России от 8 августа 2005 г. № 0026 утверждена Инструкция об организации оперативно-розыскной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Нормативный правовой акт имеет гриф «секретно», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2005 г., регистрационный номер 6992.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Доводы заявителя о том, что в нарушение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оспариваемые положения нормативного правового акта расширяют круг лиц, полномочных утверждать постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», являются несостоятельными.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности предполагает, что ее результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства (статья 11). В статье 13 данного Федерального закона установлен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к ним, в частности, относятся и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 7 статьи 8).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Одной из категорий должностей являются руководители. Категория руководители включает должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений.

Правоохранительная служба согласно статье 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека гражданина. и Таким образом, положения Инструкции об организации оперативно- розыскной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающие полномочия руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), утверждать постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» соответствуют действующему законодательству и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Румянцева И А о признании частично недействующей Инструкции об организации оперативно-розыскной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 8 августа 2005 г. № 0026, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

Статьи законов по Делу № АКПИ13-1158

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх