Дело № АКПИ13-1206

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 января 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Зайцев Владимир Юрьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ13-1206

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 16 января 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю. при секретаре Степанищеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Бородулина В В , Гороховой Е А Махова В В , Рединой О В об оспаривании в части распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 1347-р,

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации 30 июля 2013 г.

№ 1347-р (далее - Распоряжение), опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации, 2013 год, № 31, ст. 4293, земельные участки общей площадью 53,4965 гектара (кадастровые номера 50:09:0060805:109, 50:09:0060805:114, 50:09:0060736:85, 50:09:0060812:135, 50:09:0060805:117, 50:09:0060736:246), расположенные в Солнечногорском районе Московской области, переведены из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства комплекса новой взлетно- посадочной полосы международного аэропорта «Шереметьево».

Бородулин В.В., Горохова Е.А., Махов В.В., проживающие в г. Москве, и Редина О .В., проживающая в Мытищинском районе Московской области, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании Распоряжения незаконным в части перевода земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060812:135 и 50:09:0060736:246 из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства комплекса новой взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Шереметьево». В заявлениях указано, что Распоряжение в оспариваемой части противоречит пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающему обязательность соблюдения санитарных правил гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также подпунктам 2.2.4 и 4.4.5 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 апреля 2010 г. № 45 (далее - Санитарные правила), поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060812:135 и 50:09:0060736:246 расположены во втором поясе зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения г. Москвы.

Функционирование комплекса новой взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Шереметьево» (далее - ВПП-3) повлечет загрязнение территории второго пояса ЗСО Северной станции водоподготовки г. Москвы, а также находящейся на этой территории части основного водотока - реки Клязьмы, что создаст угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию москвичей, потребляющих воду с данной станции. Тем самым Распоряжение создает препятствия для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану здоровья.

Требования заявителей объединены судом для совместного рассмотрения в одно производство.

В судебном заседании Бородулин ВВ. и его представитель Чуевская Е.Б., Горохова Е.А. и ее представитель Редин СВ., Махов ВВ., Редина О.В. и ее представители адвокат Гречушкина Е.А., Родина Е.А. поддержали заявления по изложенным в них доводам и просили об их удовлетворении.

Представители Правительства Российской Федерации Косарева НИ. и Бондарь А.В. заявленное требование не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий органа государственной власти, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством, и каких-либо прав, свобод заявителей не нарушает, так как проверка соблюдения санитарных норм осуществляется не при переводе земельного участка из одной категории в другую, а при выборе земельных участков под строительство, при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении транспортных и иных объектов. Соответствие разработанной проектной документации на строительство ВПП-3 требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, подтверждено положительным заключением государственной экспертизы.

Выслушав объяснения заявителей, представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Зеленскую О.И. и изучив материалы дела, суд находит заявления Бородулина В.В., Махова ВВ., Гороховой Е.А. и Рединой О.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3). Подпункт 1 пункта 1 статьи 8 названного Кодекса предусматривает, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Из имеющихся в материалах дела документов видно, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060812:135 и 50:09:0060736:246, расположенные в Солнечногорском районе Московской области, находятся в федеральной собственности. Следовательно, Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах имеющейся у него компетенции.

В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.

Следовательно, Распоряжение может быть признано недействительным в случаях, если оно принято с нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, закрепляющих порядок перевода земель из одной категории в другую. Однако таких обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено.

Статья 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель) предусматривает, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1).

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (часть 2). В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (часть 3). Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4).

Приведенные выше законоположения и предписания приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 мая 2010 г.

№ 168 «Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов» при переводе земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060812:135 и 50:09:0060736:246 из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения были соблюдены, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами.

Из этих документов видно, что 17 декабря 2012 г. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», являвшееся заказчиком-застройщиком ВПП-3, обратилось в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с ходатайством о переводе находящихся в собственности Российской Федерации шести земельных участков, расположенных в Солнечногорском районе Московской области, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и иного специального назначения, к которому были приложены материалы, обосновывающие необходимость такого перевода, в том числе проект рекультивации земельных участков. В ходатайстве, в частности, указано, что строительство ВПП-3 предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г.

№ 848. Поскольку документы, обосновывающие перевод земельных участков из одной категории в другую, соответствовали требованиям законодательства, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения, который впоследствии был принят, так как оснований для отказа в таком переводе не имелось.

Согласно статье 4 Закона о переводе земель перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Пункт 6 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель допускает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов. ВПП-3 в полной мере относится к тем линейным объектам, для строительства которых законодатель допустил возможность перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель. Земельный кодекс Российской Федерации также не содержит положений, запрещающих Правительству Российской Федерации принимать акты о таком переводе земель или земельных участков.

Отсутствуют и какие-либо федеральные законы, предусматривающие обязательное проведение государственной экологической экспертизы в отношении актов Правительства Российской Федерации о переводе земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.

Таким образом, ни одного из перечисленных в статье 4 Закона о переводе земель случаев, при которых перевод земельных участков из одной категории в другую не допускается, по делу не имеется. Установленный действующим законодательством порядок перевода земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060812:135 и 50:09:0060736:246 из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли иного специального назначения Правительством Российской Федерации при издании Распоряжения не нарушен.

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Утверждая о несоответствии Распоряжения этой норме федерального закона, заявители ссылаются на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060812:135 и 50:09:0060736:246 расположены во втором поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы, в связи с чем строительство на них ВПП-3 будет противоречить Санитарным правилам.

Распоряжение создает основания для размещения объекта, обуславливающего опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения, увеличения техногенной нагрузки на источник водоснабжения. Однако данное утверждение заявителей является ошибочным.

Пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Из приведенной нормы следует, что проверка соблюдения санитарных норм должна осуществляться не при переводе земельных участков из одной категории в другую, а при выборе земельных участков под строительство, при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении транспортных и иных объектов.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9).

Из материалов дела видно, что 24 декабря 2010 г. комиссией в составе представителей государственных и муниципальных органов, государственного заказчика, генерального проектировщика был оформлен акт о выборе земельного участка для строительства комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта «Шереметьево» на территории Солнечногорского муниципального района Московской области (за исключением участков лесного фонда) (далее - Акт о выборе земельного участка). Рассмотрев материалы выбора земельного участка, комиссия решила предложенный вариант выбора земельного участка для строительства ВПП-3 согласовать и принять как единственно возможный. К Акту о выборе земельного участка прилагается схема расположения земельных участков, необходимых для строительства ВПП-3, утвержденная органом местного самоуправления.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 6 декабря 2011 г. № 3036-р Акт о выборе земельного участка утвержден, место размещения ВПП-3 согласовано.

Доводы заявителей о том, что Акт о выборе земельного участка не учитывает требования Санитарных правил, фактически основаны на предположениях, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения ВПП-3, утверждающее Акт о выборе земельного участка, в установленном порядке не обжаловано заинтересованными лицами и не отменено.

Более того, как усматривается из материалов дела, санитарно- эпидемиологическим заключением от 31 мая 2011 г.

№ 50.99.04.000.Т.000020.05.11, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, материалы выбора земельного участка для строительства ВПП-3 признаны соответствующими государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Указанное заключение также никем не оспорено.

С учетом изложенного у суда нет оснований полагать, что Распоряжение в оспариваемой части противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду, санитарно- эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья.

В силу части четвертой статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявлений Бородулина В В , Гороховой Е А , Махова В В , Рединой О В об оспаривании в части распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 1347-р отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.Ю. Зайцев

Статьи законов по Делу № АКПИ13-1206

ГПК РФ Статья 258. Решение суда и его реализация
ЗК РФ Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
ЗК РФ Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
ЗК РФ Статья 31. Выбор земельных участков для строительства

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх