Дело № АКПИ13-211

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 апреля 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ13-211

от 22 апреля 2013 года

 

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

пунктов 138, 139 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 августа 2011 г. №395,

 

установил:

 

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 августа 2011 г. № 395 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок (далее -Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2011 г., регистрационный номер 22092, официально опубликован в издании

«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» за 2011 г. №44.

Административный регламент, согласно его пункту 1, определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее -Росреестр).

Раздел V Административного регламента регулирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц. Койтов A.B. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации следующие положения этого раздела:

пункт 138, устанавливающий, что при обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать тридцати дней с момента регистрации такого обращения;

пункт 139, согласно которому в исключительных случаях, в том числе при принятии решения о проведении проверки, направлении Росреестром запроса в соответствующий территориальный орган Росреестра или подведомственную организацию о представлении документов и материалов, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов, руководитель Росреестра, территориального органа Росреестра или иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

Свои требования мотивировал тем, что оспариваемые пункты устанавливают не предусмотренные федеральным законом повышенные сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействие) Росреестра, его территориальных органов и должностных лиц при предоставлении государственной услуги, что противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нарушает его права и свободы. Нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающие 30-дневный срок рассмотрения письменных обращений, не могут применяться к досудебному (внесудебному) порядку обжалования действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.

Министерство экономического развития Российской Федерации в письменных возражениях сослалось на то, что Административный регламент на момент его издания соответствовал законодательству Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации в своем отзыве указало на то, что положения раздела V Административного регламента, определяющие сроки рассмотрения обращений граждан, подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», но этого сделано не было. Считает заявленные требования обоснованными.

Выслушав объяснения заявителя, представителей Министерства экономического развития Российской Федерации Савельевой Ю.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Шелохвостовой СВ., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей пункты 138, 139 Административного регламента противоречащими требованиям федерального законодательства, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Административный регламент, как следует из приказа об его утверждении, издан Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, регламентирован Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Названный Федеральный закон в части 10 статьи 11 предусматривает, что его положения, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Следовательно, при оценке законности оспариваемых правовых норм подлежит применению Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в силу части 6 статьи 11 которого жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае

обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

Между тем пунктами 138, 139 Административного регламента установлены иные, более длительные, сроки рассмотрения письменного обращения, что не соответствует требованиям федерального закона, определяющего сроки рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Койтова [скрыто] удовлетворить. Признать

недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 138, 139 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 августа 2011 г. № 395, устанавливающие соответственно срок рассмотрения письменного обращения заявителей до тридцати дней с момента регистрации такого обращения и возможность продления срока рассмотрения обращения на тридцать дней.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И-ГГК. Толчеев

Статьи законов по Делу № АКПИ13-211

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх