Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ13-475

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 июля 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ13-475

от 11 июля 2013 года

 

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

пунктов 5, 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. № 252-э/2,

 

установил:

 

приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. № 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания). Приказ согласован с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (9 ноября 2011 г. № 24858-СВ/Д07), зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г., № 22489, и опубликован в «Российской газете» 14 декабря 2011 г.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием

газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.

Пунктом 13 Методических указаний предусмотрено, что в случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления данных Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

Шабалина Т.Я. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по тем основаниям, что оспариваемые положения предписывают в любом случае устанавливать розничные цены на газ различными по разным направлениям использования газа, что противоречит пунктам 8, 15 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, в соответствии с которыми цены на газ могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от разных факторов, решение о том, устанавливать цены на газ едиными или дифференцированными, принимается региональными органами власти.

В судебное заседание Шабалина Т.Я. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Федеральной службы по тарифам Фролова Н.Л., Михеев И.Р., Кукушкин И.П. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко Ю.В., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Методические указания изданы компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Положения пунктов 5 и 13 Методических указаний соответствуют действующему законодательству в сфере государственного регулирования цен и не нарушают права и законные интересы потребителей.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены

(тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ), определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, предусматривает регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа (статья 21).

В соответствии со статьей 8 названного закона Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения); федеральному органу исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предписано утвердить методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке (пункты 1, 3).

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в соответствии с пунктами 1, 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332, является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); принимает методические указания по расчету регулируемых цен на газ.

Таким образом, Методические указания, определяющие основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждены компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В силу пунктов 4, 8, 10 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации; розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 1996 г. № 1782 «О повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению, дифференцировав этот размер в зависимости от целей использования газа по видам коммунальных услуг (пункт 6).

Согласно пункту 15 Основных положений цены на газ и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

Пункт 5 Методических указаний предусматривает установление розничных цен на газ дифференцированно в зависимости от направления (наборов направлений) использования газа, учитывая объем потребления, что соответствует основным принципам формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, закрепленным в Основных положениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее -Основы формирования предельных индексов), согласно которым предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (пункты 2, 4).

Пункт 13 Методических указаний предполагает поэтапное доведение структуры розничных цен до параметров, предусмотренных Методическими указаниями, при соблюдении предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них, что соответствует приведенным положениям, направлен на недопущение роста розничных цен, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа и не нарушает прав потребителей.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Шабалиной [скрыто] о признании

недействующими пунктов 5, 13 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, оказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.А. Емышева

Статьи законов по Делу № АКПИ13-475

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх