Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ13-57

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 марта 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ13-57

от 12 марта 2013 года

 

судьи Верховного Суда

при секретаре Карулине И.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миронова [скрыто] о признании недействующими

приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» и пункта 2 утвержденной им Инструкции,

 

установил:

 

приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 31 марта 2008 г. № 103 (далее - Приказ) утверждена Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (далее -Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2008 г., № 11577, и опубликован в «Российской газете» 17 мая 2008 г., № 105.

Согласно пункту 2 Инструкции санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями (далее -Управление), как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня

получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.

Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа, как изданного с превышением полномочий, и пункта 2 Инструкции в части, наделяющей управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурные подразделения правом составлять санитарно-гигиеническую характеристику условий труда, ссылаясь на его противоречие пункту 8 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 (далее - Положение), согласно которому центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника. Полагает, что оспариваемые положения нарушают его право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Миронов Ю.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Роспотребнадзора Тябликова Н.Г., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Приказ издан Роспотребнадзором в пределах предоставленных полномочий, оспариваемая норма действующему федеральному законодательству не противоречит и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с пунктами 7, 8 Положения при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание; центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда

работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Пунктами 1.2, 1.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. № 176 утверждены форма санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний. Пунктом 1.6 названной Инструкции установлено, что оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) осуществляется в соответствии с Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у него профессионального заболевания (отравления).

В целях реализации данного положения Роспотребнадзором утверждена Инструкция, устанавливающая порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что пункт 2 Инструкции противоречит пункту 8 Положения, согласно которому санитарно-гигиеническую характеристику условий труда должен составлять Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (утратило силу 1 октября 2005 г.), входили в санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации и осуществляли государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения Российской Федерации упразднено, образованы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункты 12, 13).

Распоряжением Правительства Российской Федерации

от 13 января 2005 г. № 23-р в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического

надзора созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения -центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.

Таким образом, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора реорганизованы в федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору, которые не наделены правом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а созданы для обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно Положению об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (пункт 3).

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Типовым положением о нем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. № 308, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда; организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления (пункты 8.1.1, 8.10, 8.14).

С учетом изложенного пункт 2 Инструкции, предусматривающий составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда

управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями, то есть органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соответствует приведенным положениям действующего федерального законодательства и не нарушает прав застрахованных лиц.

Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что, утверждая Инструкцию, Роспотребнадзор превысил свои полномочия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации принимает постановления, издает распоряжения, указания, утверждает методические, инструктивные документы по вопросам организации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункты 5.1.1, 5.18). Руководитель Роспотребнадзора на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (подпункт 9.7).

В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут проводиться санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Порядок их проведения в соответствии с пунктом 3 данной нормы в редакции от 8 ноября 2007 г., действовавшей на момент утверждения Инструкции, устанавливался федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника составляется по результатам расследования каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления), в ходе которого выявляются обстоятельства и причины возникновения случая. В процессе расследования уточняются обстоятельства и определяются условия,

способствующие возникновению острого профессионального заболевания (отравления); при необходимости определяется перечень проведения лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов; оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работника при возникновении заболевания (отравления) (пункты 4.2, 4.4 Инструкиии о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний).

Из изложенного следует, что, утверждая Инструкцию, устанавливающую порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, Роспотребнадзор действовал в пределах предоставленных ему Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ полномочий.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Миронова [скрыто] о признании

недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» и пункта 2 утвержденной им Инструкции отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.А. Емышева

Статьи законов по Делу № АКПИ13-57

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ТК РФ Статья 368. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Производство по делу

Загрузка
Наверх