Дело № АКПИ13-716

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 августа 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ13-716

от 27 августа 2013 года

 

Российской Федерации Емышевой В.А.

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению Трегубова [скрыто] 1 о признании частично

недействующими пунктов 17, 18, 20, 40, 41, 52.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 1165,

 

установил:

 

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 1165 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий (далее - Административный регламент). Приказ согласован с Министерством экономического развития Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 2012 г. и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 30 апреля 2012 г., № 18.

Согласно Административному регламенту при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке,

на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным (пункт 17). Для других лиц и общественных организаций в случае необходимости получения справки о реабилитации лица, в интересах которого они выступают, к заявлению прилагается доверенность, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 18). Основанием для отказа в приеме документов является представление заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15-18 Административного регламента (пункт 20). Заявления и документы, указанные в пунктах 15-18 Административного регламента, принимаются на личном приеме в ИЦ, вместе с копиями документов предъявляются оригиналы (пункт 40). Заявление может быть направлено в ИЦ почтой с приложением нотариально заверенных копий документов, указанных в пунктах 16-18 Административного регламента (пункт 41). Справка о реабилитации может быть выдана заявителю или его доверенному лицу на руки под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а доверенному лицу, кроме того, при предъявлении нотариальной доверенности, выданной в установленном порядке (абзац первый пункта 52.1).

Трегубов В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 17, 18, 20, 40, 41, 52.1 Административного регламента в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15-18 Административного регламента.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения ограничивают его право на получение справки о реабилитации, противоречат статье 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1), предусматривающей право любого лица, а не только репрессированного, его представителя или родственника, подать заявление о реабилитации и получить справку о реабилитации.

В судебное заседание Трегубов В.А. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Жданова O.A., Тузлукова Н.С., Соколов В.Л. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю., возражая против доводов заявителя, пояснили, что приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 1165 издан в пределах компетенции

федерального органа исполнительной власти, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Административный регламент разработан и утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1, целью которого, как указано в его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

По смыслу статей 3, 11, 16.1 названного закона, заинтересованным лицом является репрессированное лицо, а также иные уполномоченные им лица, обращающиеся в его интересах, а после смерти - его родственники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Архивные документы, подтверждающие факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, являются документами

Архивного фонда Российской Федерации, депозитарное хранение которых в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ) осуществляет МВД России.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ установлено ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Таким образом, содержащееся в пунктах 17, 18 Административного регламента требование к заявителю представить документы, подтверждающие его личность, полномочия на подачу в интересах репрессированного заявления о реабилитации, а в случае смерти репрессированного документы, подтверждающие родственные отношения с ним, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства, направлено на установление личности заявителя и его права на подачу заявления и получение справки о реабилитации.

Довод заявителя о том, что любое лицо вправе получить справку о реабилитации только на основании заявления, основан на неправильном толковании норм федерального законодательства.

Гражданин (физическое лицо) в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

По изложенным основаниям не противоречит федеральному законодательству требование о представлении копий документов, установленное пунктами 40, 41, а также положение пункта 52.1 Административного регламента о выдаче справки о реабилитации лицу, по предъявлении документа, удостоверяющего личность, или соответствующих полномочий, удостоверенных доверенностью.

Непредставление документов, приведенных в пунктах 17, 18 Административного регламента делает невозможным рассмотрение заявления лица, личность которого и полномочия на обращение в органы внутренних дел не установлены, в связи с чем суд считает правомерным, предусмотренный пунктом 20 Административного регламента отказ по этим основаниям в приеме документов.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или

другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Трегубова [скрыто] ^ о

признании частично недействующими пунктов 17, 18, 20, 40, 41, 52.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № 1165, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.А. Емышева

Статьи законов по Делу № АКПИ13-716

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх