Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ14-1049

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 7 ноября 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Романенков Николай Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ14-1049

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 7 ноября 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьиВерховного Суда Р о ш ш е н к о в а н с Российской Федерации при секретаре Сомхиевой СЮ.

с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «СМП-Нефтегаз» о признании недействующими постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 г. № 73 «Об утверждении «Инструкции по производству маркшейдерских работ» и приказа Федерального горного и промышленного надзора России от 27 июня 2003 г. № 145 «О введении в действие нормативных правовых актов в области охраны недр»,

установил:

Федеральным горным и промышленным надзором России приняты постановление от 6 июня 2003 г. № 73 «Об утверждении «Инструкции по производству маркшейдерских работ» и приказ от 27 июня 2003 г. № 145 «О введении в действие нормативных правовых актов в области охраны недр».

ОАО «СМП-Нефтегаз» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Постановления и Приказа, ссылаясь на то, что они являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права и законные интересы неограниченного круга лиц, изданы правомочным органом государственной власти, подлежали государственной регистрации и официальному опубликованию.

В суде представитель ОАО «СМП-Нефтегаз» Сакулин Р.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что Общество за неисполнение требований Инструкции по производству маркшейдерских работ было привлечено к административной ответственности.

Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гаврилов А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что Инструкция по производству маркшейдерских работ носит технический характер, а приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 27 июня 2003 г.

№ 145 «О введении в действие нормативных правовых актов в области охраны недр» - это внутренний организационно-распорядительный документ. Данные правовые акты не являются нормативными правовыми актами.

Выслушав объяснения представителей ОАО «СМП-Нефтегаз» Сакулина Р.А., Ростехнадзора Гаврилова А.В., Минюста России Бабченко В.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Положению о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 841 и действовавшему на время издания оспариваемых актов, Госгортехнадзор России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр (пункт 1); к его основным задачам относилась организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в соответствующих нормативных технических документах (подпункт 1 пункта 4); Госгортехнадзор России имел право издавать в установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно- технические и методические документы, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, техническую, информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции (подпункт 3 пункта б).

Функции Федерального горного и промышленного надзора России постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

№ 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Доводы заявителя о том, что оспариваемые им акты не могут признаваться действующими, поскольку не прошли государственную регистрацию и официально не опубликованы, лишены правовых оснований.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию в названных в этом Указе печатных изданиях подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

Из постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» следует, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Инструкция по производству маркшейдерских работ определяет порядок пространственно-геометрические измерений горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; ведение горной графической документации; учет и обоснование объемов горных разработок; определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.

Постановление от 6 июня 2003 г. № 73 «Об утверждении «Инструкции по производству маркшейдерских работ» Федеральный горный и промышленный надзор России направлял на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, которое письмом от 23 июня 2003 г.

№ 07/6397-ЮД информировало федеральный орган исполнительной власти, что документ не подлежит государственной регистрации, поскольку правовых норм не содержит и носит организационно-технический характер.

Инструкция по производству маркшейдерских работ не содержит норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Данная Инструкция, в том числе указанный заявителем пункт 262, является техническим актом, устанавливает общие требования по производству маркшейдерских работ в процессе недропользования.

Обязанность пользователей недр, в том числе заявителя, выполнять предусмотренные Инструкцией по производству маркшейдерских работ стандарты (нормы, правила) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, основана не на нормах этой Инструкции, а на требованиях статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г.

№ 2395-1 «О недрах».

Административная ответственность за невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 8.10).

Согласно пункту 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.

Приказом Госгортехнадзора России от 19 марта 2001 г. № 32 официальным издателем его нормативных документов было определено государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», которое во исполнение приказа Госгортехнадзора России от 27 июня 2003 г. № 145 выпустило официальное издание: Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль. Инструкция по производству маркшейдерских работ (РД 07-603-03).

Серия 07. Выпуск 15 / Колл.авт. - М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2003. - 120 с. Сообщение о выходе этого издания было опубликовано в журнале «Безопасность труда в промышленности», 2003, № 11, с. 61. Документ также размещен в информационно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».

Приказ от 27 июня 2003 г. № 145 не содержит нормативных предписаний, носит организационный характер, в связи с чем не подлежал представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые акты изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, опубликованы и введены в действие в соответствии с установленным порядком, прав и свобод заявителя не нарушают, поэтому оснований для признания их недействующими не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО «СМП-Нефтегаз» о признании недействующими постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 г. № 73 «Об утверждении «Инструкции по производству маркшейдерских работ» и приказа Федерального горного и промышленного надзора России от 27 июня 2003 г. № 145 «О введении в действие нормативных правовых актов в области охраны недр» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

Статьи законов по Делу № АКПИ14-1049

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда

Производство по делу

Загрузка
Наверх