Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ14-1089

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 20 ноября 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Назарова Алла Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ14-1089

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 20 ноября 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М. при секретаре Березиной А.В. с участием прокурора Коробкова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис-2» о признании недействующим Приложения 1 * к строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. № 78,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис-2» (далее - ООО «Жилсервис-2») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения 1* «Противопожарные требования» к строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. № 78 (далее - СНиП 2.07.01-89*), содержащего требования к проходам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям.

Заявитель мотивировал свои требования тем, что 30 апреля 2009 г.

вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), статья 67 которого, содержавшая конкретные требования к проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, утратила силу с 12 июля 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ), вступивший в силу 30 июня 2010 г., установил согласно части 6 статьи 3 минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования пожарной безопасности, предусмотрев в частях 3 и 4 статьи 42, что не позднее чем за тридцать дней до дня его вступления в силу Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации - перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого федерального закона. Соответствующие перечни были утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079. Перечни включают СНиП 2.07.01-89*, относя Приложение 1 *, содержащее противопожарные требования к проходам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ. Свод правил - СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция указанных выше СНиП), действующий с 20 мая 2011 г., не содержит обязательных к применению требований к проходам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям в разделе 15 «Противопожарные требования», отсылая к главе 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), в которой с 12 июля 2012 г. такие требования отсутствуют. СНиП 2.07.01-89* в настоящее время продолжают действовать в части, не противоречащей требованиям технических регламентов. Однако Приложение 1 * не носит обязательного характера, в связи с чем его применение не соответствует требованиям названных выше федеральных законов и приводит к необоснованному привлечению ООО «Жилсервис-2» к административной ответственности.

Представитель ООО «Жилсервис-2», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - заинтересованное лицо по делу — в письменном отзыве на заявление указало, что оспариваемое Приложение применяется на добровольной основе, не противоречит федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав заявителя не нарушает.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя заинтересованного лица Непомнящего А.Ю., исследовав представленные доказательства, оценив строительные нормы и правила на их соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.

№ 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 этого закона перечни, или требований специальных технических условий.

Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований поименованного федерального закона (часть 1); национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационней системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого федерального закона (часть 7). Такие перечни частями 3 и 4 статьи 42 названного федерального закона предписывалось утвердить не позднее чем за тридцать дней до дня его вступления в силу.

Из приведенных законоположений следует, что к документам, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона, относятся национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), подлежащие применению на обязательной основе, а также документы в области стандартизации, подлежащие применению на добровольной основе, включенные в соответствующие перечни.

Разделы 1-5, 6 (пункты 6.1-6.41, таблица 10*), 7-9; приложение 2 и СНиП 2.07.01-89* включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р (пункт 57).

В Перечень документов в области стандартизации, в результате применения ко;дрых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079 (в редакции от 2 июля 2014 г.), включен свод правил - СП 42.13330.20! 1 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», кроме разделов 1-5, б (пунктов 6.1-6.4, таблицы 10), 7-9; приложения 2 (пункт 47).

Отсутствие в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, указания на Приложение 1 * к СНиП 2.07.01-89*, а также ссылка на пункт 15.1 Свода правил СП 42.13330.201 I Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 280, предписывающий принимать противопожарные требования в соответствии с главой 15 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, само по себе не означает, что Приложение 1* к СНиП 2.07.01-89* прекратило свое действие.

Министерство регионального развития Российской Федерации, уполномоченное в силу части 5 статьи 42 Федерального закона 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ осуществлять актуализацию строительных норм и правил, признаваемых з соответствии с данным федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 названного закона перечень национальных стандартов и сводов правил, письмом от 15 августа 2011 г. № 18529-08/ИП-ОГ разъяснило, что в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни.

Следовательно, Приложение 1* к СНиП 2.07.01-89* не противоречит федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в настоящее время продолжает действовать независимо от того, в каком порядке оно подлежит применению (в обязательном или на добровольной основе) в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ. Нормативного правового акта, прекращающего действие оспариваемого положения, не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис-2» о признании недействующим Приложения 1* к строительным нормам и правилам СНиП 2 07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. № 78, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда А.М. Назарова Российской Федерации

Статьи законов по Делу № АКПИ14-1089

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх