Дело № АКПИ14-186

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 мая 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ14-186

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 12 мая 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А. при секретаре Калугине Н.А. с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Храмова А А об оспаривании Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом директора Федеральной службы охраны от 24 июня 2010 г. № 307,

установил:

приказом директора Федеральной службы охраны от 24 июня 2010 г. № 307 (далее - Приказ) во исполнение подпункта 41 пункта 16 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - ФСО России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 (далее - Положение № 1013), принято Положение о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны (далее - Положение).

Пункт 5 Положения предусматривает, что на Центральную жилищную комиссию ФСО России (далее - ЦЖК ФСО России) возлагаются в том числе следующие функции: рассмотрение рапортов, заявлений и жалоб по жилищным вопросам, поступивших от сотрудников и членов их семей (абзац второй); рассмотрение ходатайств и предложений жилищных комиссий подразделений (абзац третий); принятие решений, в том числе о принятии сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или снятии их с учета по ходатайству жилищных комиссий подразделений (абзац десятый); осуществление контроля за работой жилищных комиссий подразделений (абзац одиннадцатый); рассмотрение иных жилищных вопросов (абзац двенадцатый); ЦЖК ФСО России принимает окончательные решения по всем жилищным вопросам (абзац тринадцатый).

Пункт 7 Положения закрепляет, что на жилищные комиссии подразделений возлагаются, в том числе, следующие функции: рассмотрение заявлений сотрудников (за исключением заявлений руководителей (начальников) подразделений и их заместителей) о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проверка полноты прилагаемых к заявлению документов и достоверности изложенных в них сведений, направление в управление жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО России (УЖО СИТО ФСО России) вместе с прилагаемыми документами ходатайств перед ЦЖК ФСО России о принятии сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (абзац третий); принятие решений об отказе сотрудникам в ходатайстве перед ЦЖК ФСО России об их принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях: если не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; если представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; если не истек пятилетний срок со дня совершения с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых сотрудники могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (абзацы четвертый - шестой).

Храмов А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт не прошел государственную регистрацию и не опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». При этом нарушение своих прав заявитель связывает с отдельными предписаниями пунктов 5 и 7 Положения, которые, по его мнению, не позволяют обжаловать принимаемые жилищными комиссиями структурных подразделений ФСО России (далее - жилищные комиссии) решения об отказе сотрудникам в направлении ходатайства в ЦЖК ФСО России об их принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в связи с этим противоречат Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), ФСО России в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемый Приказ определяет порядок организации работы жилищных комиссий, осуществляющих свою деятельность в органах государственной охраны в целях общественного контроля, соблюдения гласности и коллегиальности при ведении работы по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не ограничивает право заявителя на обжалование решений жилищных комиссий подразделений и ЦЖК ФСО России.

Положение, утвержденное Приказом, носит организационный характер, не содержит новых правовых норм и в связи с этим не подлежит представлению на государственную регистрацию.

Храмов А.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения представителя заявителя Новичкова А.С, представителя Минюста России Балояна К.Т., представителей ФСО России Долинной Л.А., Павлова Г.Л., оценив правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании пункта статьи 1 18 Федерального закона от 27 мая 1996 г.

№ 57-ФЗ «О государственной охране» в органах государственной охраны предусмотрены военная служба и федеральная государственная гражданская служба.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац 13 пункта статьи 1 15).

Пункт 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г.

№ 512 (далее - Правила), предусматривает, что военнослужащий для признания себя нуждающимся в жилом помещении подает заявление по форме, предусмотренной приложением к указанным Правилам, и прилагающиеся к нему документы в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В целях реализации приведенных норм приказом ФСО России от 13 ноября 2002 г. № 362 утверждена Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России (далее - Инструкция), которая согласно содержанию ее пункта определяет 1 порядок ведения в ФСО России учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала ФСО России (далее - сотрудники), нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилых помещений, а также принятия решений по жилищным вопросам.

Инструкция предусматривает создание ЦЖК ФСО России и жилищных комиссий. Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - принятие на учет) и формирования жилищного дела сотрудники подают заявление в жилищную комиссию. К заявлению прилагаются документы, относящиеся к решению жилищного вопроса, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

О принятии на учет или отказе в постановке на учет жилищной комиссией сообщается сотруднику в письменном виде по образцу извещения, утвержденного в качестве приложения к Инструкции. В извещении сотруднику разъясняется право на обращение с письменным заявлением в ЦЖК ФСО России в случае, если он не согласен с принятым жилищной комиссией решением об отказе в постановке его на учет (пункты 2, 4 и 5).

Таким образом, регулирование отношений по распределению жилых помещений и принятию решений по жилищным вопросам осуществляется в соответствии приведенными нормами законодательства и конкретизируется Инструкцией, которая предусматривает порядок обжалования решений жилищных комиссий и обеспечивает реализацию данного права путем закрепления предписаний о направлении сотруднику извещения, содержащего соответствующее разъяснение.

Положение согласно содержанию его пунктов 1, 3 определяет порядок организации работы жилищных комиссий федеральных органов государственной охраны, которые в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и ФСО России, регулирующими вопросы жилищного обеспечения граждан (сотрудников). Пункты 5 и 7 Положения, устанавливая порядок взаимодействия жилищных комиссий и ЦЖК ФСО России и регламентируя их функции, определяют случаи, когда жилищная комиссия принимает решения об отказе сотрудникам в ходатайстве перед ЦЖК ФСО России об их принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и относит к ним в том числе непредставление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо представление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пункты 5 Положения также предусматривает право ЦЖК ФСО России принять окончательное решение по всем жилищным вопросам.

Таким образом, оспариваемые нормативные предписания направлены на организацию исполнения Инструкции, соответствуют ее приведенным выше положениям, имеют определенное, не допускающее неясностей содержание и не могут расцениваться как огранивающие право заявителя на обжалование решений жилищных комиссий, в том числе ЦЖК ФСО России.

Нормативные предписания Приказа и утвержденного им Положения, в том числе те, с которыми заявитель связывает нарушение своих прав, не содержат обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Приказ носит организационно-разъяснительный характер, адресован действующим в ФСО России жилищным комиссиям и не является актом, содержащим новые правовые нормы, на основании которых реализуются права и обязанности заявителя и иных лиц.

Обжалуемый акт также не устанавливает правовой статус организаций, не имеет межведомственный характер, не содержит сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (пункт 2); государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Согласно подпункту «в» пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88, не подлежат представлению на государственную регистрацию в том числе акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.

В соответствии с пунктом 38 Инструкции о подготовке нормативных правовых актов ФСО России и их государственной регистрации, утвержденной приказом ФСО России от 19 мая 2005 г. № 188, Приказ был растиражирован и направлен в подразделения ФСО России.

Таким образом, оспариваемый Приказ издан в пределах предоставленных ФСО России полномочий, в предусмотренной Положением № 1013 форме, носит организационный характер и не нуждается в государственной регистрации.

Порядок вступления данного акта в силу, определенный ФСО России как федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт, не затрагивающий права и свободы заявителя и иных лиц, не содержащий новых правовых норм, не может считаться нарушенным.

Доводы заявителя о неправомерности решения принятого в отношении его жилищной комиссией не могут являться основанием для признания оспариваемого акта недействующим.

С учетом изложенного оспариваемый Приказ не препятствует осуществлению права заявителя и иных лиц обжаловать решения жилищных комиссий об отказе сотрудникам в ходатайстве перед ЦЖК ФСО России об их принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и действующему федеральному законодательству, в том числе пункту 4 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не противоречит.

Оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Храмова А А об оспаривании Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом директора Федеральной службы охраны от 24 июня 2010 г. № 307, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Т.А. Петрова

Статьи законов по Делу № АКПИ14-186

ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх