Дело № АКПИ14-492

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 июля 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ14-492

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 8 июля 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А. при секретаре Калугине Н.А. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернышева Н С об оспаривании перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г.

№ 1582,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 (далее - Постановление) утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Перечень). Постановление опубликовано в «Российской газете», 1998 г., 24 и 27 января, в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 52.

Чернышев НС. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Постановления недействующим в части отсутствия в списке населенных пунктов, относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, поселка Круглянский Киреевского района Тульской области. В обоснование заявленного требования указано, что названный поселок входил в состав деревни Круглое Киреевского района Тульской области, которая включена в зону проживания с льготным социально- экономическим статусом. Уровень радиоактивного загрязнения почвы по состоянию на 1 января 2009 г. составил 1,1 Ки/кв. км, что соответствует параметрам загрязнения зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом. Жителям поселка Круглянский производятся компенсационные выплаты, как проживающим в установленной статьей 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1) зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, однако пенсионные органы отказывают в назначении пенсии на льготных основаниях, связанных с проживанием в этой зоне.

В судебном заседании Чернышев Н.С. поддержал заявление и просил его удовлетворить.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 13 мая 2014 г.

№ СП-П9-3403). Представитель Правительства Российской Федерации Круковская Л.И. возражала против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что отсутствуют основания для включения в Перечень населенного пункта Круглянский. Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, представителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Вакуловского СМ., представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Тябликовой Н.Г., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.

№ 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Статьей 11 названного закона зона проживания с льготным социально- экономическим статусом определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (ОД бэр).

Постановлением утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в частности, в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом, в который населенный пункт Круглянский Киреевского района Тульской области не включен.

Не был включен данный населенный пункт и в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г.

№ 237-р (утратил силу с 1 февраля 1998 г.). Довод заявителя о том, что поселок Круглянский входил в состав населенного пункта Круглое Киреевского района Тульской области, включенного в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, не может быть признан обоснованным.

Согласно учетным данным исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов за 1971 и 1980 годы (справочники административно-территориального состава Тульской области) в состав Киреевского района Тульской области в качестве самостоятельных административно-территориальных единиц входили населенные пункты: поселок Круглянский и деревня Круглое. Данный факт подтверждается также Общероссийским классификатором объектов административно- территориального деления, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413. В соответствии с законом Тульской области от 15 марта 2005 г. № 559-ЗТО поселок Круглянский входит в Большекалмыкский сельский округ, а деревня Круглое - в Подосиновский сельский округ муниципального образования Бородинское Киреевского района.

Отсутствуют основания, предусмотренные статьей 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 для включения в Перечень населенного пункта Круглянский.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 113 «О мерах по реализации Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» организация и обеспечение наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в том числе за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложена на Росгидромет.

Судом установлено, что при подготовке Постановления использовались данные Росгидромета по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов цезием-137, полученные ГУ НПО «Тайфун».

По данным Росгидромета на 1 января 2014 г., подготовленным на основе результатов обследований населенных пунктов, выполненных в период с 1986 по 2014 год, прошедших экспертную оценку и занесенных в банк данных, на основе отбора 12 проб почв на территории поселка Круглянский, установлено, что средняя плотность радиоактивного загрязнения почв цезием-137 составила 0,8 Ки/кв. км, что ниже минимального предела для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (1 Ки/кв. км).

Изложенное подтверждается исследованными в судебном заседании официальными данными о радиационной обстановке в поселке Круглянский, представленными ГУ НПО «Тайфун» Росгидромету. Оснований подвергать сомнению данные, полученные компетентным органом по результатам обследований, не имеется.

Результаты проведенных министерством природных ресурсов и экологии Тульской области исследований уровня радиоактивного загрязнения почвы, на которые ссылается заявитель, не могут служить основанием для включения поселка Круглянский в Перечень, поскольку замеры произведены не уполномоченным на это органом.

Учитывая, что Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, не противоречит федеральному законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Чернышева Н С об оспаривании перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда В.А. Емышева Российской Федерации

Статьи законов по Делу № АКПИ14-492

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх