Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 3
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АКПИ14-868

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 сентября 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Назарова Алла Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ14-868

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 9 сентября 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М. при секретаре Березиной А.В. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация русской лапты России» о признании недействующим пункта 5.1 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 277 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта»,

установил:

пунктом 5.1 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 277 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» (далее - Приказ) во втором разделе Всероссийского реестра видов спорта - виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне, - изменено наименование вида спорта «русская лапта» на «лапта», и наименование его спортивной дисциплины «русская лапта» на «лапта». Приказ опубликован 28 августа 2013 г. в «Российской газете», 9 сентября 2013 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 июля 2013 г., № 28992.

Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация русской лапты России» (далее - ФРЛР) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5.1 Приказа, указывая на то, что Приказ в оспариваемой части принят с нарушениями Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ) и Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения (далее - Порядка), утвержденного приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 2 февраля 2009 г. № 20 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства спорта Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. № 702), решение об изменении наименования вида спорта фактически повлекло незаконное исключение из Всероссийского реестра видов спорта (далее - Реестр) одного вида спорта «русская лапта» и включение другого «лапта». По мнению заявителя, вид спорта «лапта» существовал в Российской Федерации наряду с видом спорта «русская лапта» с 2007 года, когда была зарегистрирована общероссийская общественная организация «Федерация лапты России». Однако в порядке, установленном Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, «лапта» не была признана видом спорта, в связи с чем не могла быть внесена в Реестр. Вследствие принятия Министерством спорта Российской Федерации оспариваемого положения заявитель лишен возможности развивать свой вид спорта «русская лапта», проводить соответствующие региональные, общероссийские и международные соревнования по данному виду спорта.

Представители ФРЛР Фокин СО. и Чернышев АС. в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители Министерства спорта Российской Федерации Вервицкий П.М. и Попов ИВ., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. возражали против удовлетворения заявления, полагая его необоснованным, и пояснили, что Приказ издан компетентным органом, опубликован и зарегистрирован в установленном законом порядке, прав заявителя не нарушает. Изменения наименования вида спорта и его спортивной дисциплины внесены оспариваемым пунктом Приказа в Реестр с соблюдением положений Федерального закона 4 декабря 2007 г.

№ 329-ФЗ и Порядка, действовавшего на момент его издания.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 4 декабря 2007 г.

№ 329-ФЗ признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта. Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такими полномочиями Правительство Российской Федерации наделило Министерство спорта Российской Федерации, которое в силу пункта 1, подпункта 4.2.17 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, самостоятельно утверждает порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения.

На момент издания Приказа действовал Порядок, который предусматривал возможность внесения изменений в наименование вида спорта, спортивной дисциплины. Такая возможность предусмотрена и ныне действующим Порядком признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядком его ведения, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 2 сентября 2013 г.

№ 702.

Порядком установлено, что внесение изменений в Реестр (за исключением первого раздела Реестра) осуществляется Министерством на основании заявления соответствующей общероссийской спортивной федерации, федерального органа исполнительной власти (для спортивных дисциплин, являющихся составными частями военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта (для национальных видов спорта и являющихся их составными частями спортивных дисциплин) в следующих случаях: а) внесение изменений в наименование вида спорта, спортивной дисциплины; б) изменение правил вида спорта и/или положения (регламента) официальных международных спортивных соревнований; в) объединение видов спорта, спортивных дисциплин; г) разделение вида спорта, спортивной дисциплины; д) исключение вида спорта, спортивной дисциплины (пункт 47).

В силу пункт 50 Порядка к заявлению общероссийской спортивной федерации о внесении изменений в Реестр (кроме исключения вида спорта, спортивной дисциплины) прилагаются следующие документы: а) копии протоколов официальных всероссийских спортивных соревнований, а для вида спорта, спортивной дисциплины, развитие которых осуществляется соответствующей международной спортивной федерацией, и международных спортивных соревнований (чемпионатов, первенств, кубков мира и/или Европы), проведенных в течение года, предшествующего моменту подачи заявления о внесении изменений в Реестр; б) копии положений (регламентов) официальных международных спортивных соревнований (чемпионатов, первенств, кубков мира и/или Европы, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр) (для видов спорта, спортивных дисциплин, развитие которых осуществляется соответствующими международными спортивными федерациями); в) описание методики обучения виду спорта (для внесения изменений в связи с разделением вида спорта); г) проект правил вида спорта (для внесения изменений в связи с разделением вида спорта); д) видеоматериалы хода спортивных соревнований, отражающие состязательный процесс (для внесения изменений в связи с разделением вида спорта, спортивных дисциплин).

Из приведенных положений следует, что основанием для внесения изменений в Реестр является заявление соответствующей общероссийской спортивной федерации о внесении изменений в наименование вида спорта, спортивной дисциплины с приложением копий протоколов официальных всероссийских спортивных соревнований, проведенных в течение года, предшествующего моменту подачи заявления о внесении изменений в Реестр.

Каких-либо ограничений для изменения наименования вида спорта (спортивной дисциплины) при соблюдении указанных требований Порядок не содержит.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ определяет вид спорта как часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями этого закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном данным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование (пункт 2 статьи 2).

Русская лапта была признана в Российской Федерации видом спорта, развиваемым на общероссийском уровне и включена в Реестр под номером- кодом 078 000 2 3 1 1 Я, а спортивные дисциплины «русская лапта» - под номером-кодом 078 001 2 8 1 1 Я, «мини-лапта» - под номером-кодом 078 002 2 8 1 1Я.

Согласно части 2 статьи 14 Закона по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.

Правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта «русская лапта» в порядке, установленном частью 6 статьи 14 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 365 «О наделении Общероссийской общественной организации «Федерация лапты России» правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта «русская лапта» была наделена Общероссийская общественная организация «Федерация лапты России» сроком на шесть месяцев с 31 октября 2012 г. по 30 апреля 2013 г., а затем приказом от 1 июля 2013 г.

№ 496 - сроком на три года с 30 марта 2013 г.

Следовательно, на момент издания Приказа изменения в Реестр при изменении наименования вида спорта (спортивной дисциплины) могли быть внесены лишь на основании заявления указанной организации.

С таким заявлением 30 января 2013 г. в Министерство спорта России обратилась Общероссийская общественная организация «Федерация лапты России», в котором просила внести изменения в наименование вида спорта «русская лапта» с номером-кодом 078 000 2 3 1 1 Я, назвав его «лапта» с изменением номера-кода на 078 000 2 4 1 1 Я, и внести изменения в вид спорта по спортивным дисциплинам, назвав их «лапта» и «мини-лапта». Согласно требованиям пункта 50 Порядка к заявлению были приложены: копии протоколов Первенства России по русской лапте среди юниоров и юниорок 1995-1997 г.р., проводимого в период с 13 по 17 августа 2012 г. в г. Ярославле; копии протоколов Чемпионата России по русской лапте среди мужских и женских команд, проводимого в период с 10 по 16 сентября 2012 г. в г. Анапе; копии протоколов Первенства России по мини-лапте среди юношей и девушек 13-14 лет, проводимого в период с 11 по 15 октября 2012 г. в г. Рязани.

Пунктами 58,59 Порядка установлено, что Министерство проводит анализ представленных заявителем документов и по его результатам выносит решение о внесении изменений в Реестр или решение об отказе внесения изменений в Реестр. Решение о внесении изменений в Реестр оформляется приказом Министерства.

Как следует из протокола заседания Комиссии Министерства спорта Российской Федерации по признанию видов спорта, спортивных дисциплин и ведению Всероссийского реестра видов спорта от 14 марта 2013 г. № 5, по заявлению Общероссийской общественной организации «Федерация лапты России» принято решение рекомендовать изменить наименование вида спорта «русская лапта» на «лапта», изменив наименование спортивной дисциплины «русская лапта» на «лапта», которое было оформлено Приказом.

Таким образом, пункт 5.1 Приказа издан полномочным орган в полном соответствии с положениями Федерального закона от 4 декабря 2007 г.

№ 329-ФЗ и действовавшего на момент его издания Порядка.

Доводы заявителя о том, что Общероссийская общественная организация «Федерация лапты России» с заявлением об изменении наименования вида спорта не обращалась, а основанием для принятия такого решения послужили сведения о создании в 2011 году общественной организации «Международный союз Федераций Лапты» несостоятельны и опровергаются изложенными выше обстоятельствами.

Нельзя согласиться с утверждением заявителя и том, что издание Приказа в оспариваемой части фактически повлекло исключение из Реестра с нарушением установленного Порядка одного вида спорта «русская лапта» и включение другого - «лапта», который существовал в Российской Федерации с 2007 года, когда была зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация лапты России». Приведенный довод лишен правовых оснований и противоречит фактическим обстоятельствам.

Лапта в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ на период издания Приказа не была признана видом спорта и не была включена в Реестр, а Общероссийская общественная организация «Федерация лапты России» не обращалась в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявлением о признании в установленном порядке лапты видом спорта.

Данная организация была наделена Минспортом России правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта «русская лапта» и, обращаясь с заявлением об изменении наименования вида спорта и его спортивной дисциплины, представила копии протоколов Первенства и Чемпионата России именно по русской лапте.

Изменение наименования вида спорта не препятствует заявителю развивать данный вид спорта, а в случае государственной аккредитации в установленном законом порядке проводить по нему соответствующие региональные, общероссийские соревнования.

Учитывая, что Приказ издан в пределах предоставленных Министерству спорта Российской Федерации полномочий, оспариваемое положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация русской лапты России» о признании недействующим пункта 5.1 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 277 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова

Статьи законов по Делу № АКПИ14-868

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх