Дело № АПЛ12-141

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 марта 2012 г., Определение
Инстанция Апелляция
Докладчик Федин Александр Иванович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №АПЛ12-141

от 2 марта 2012 года

 

председательствующего Федина А.И.,

Харланова A.B.

при секретаре Кулик Ю.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению Колесникова /Щ Щ СЩ Щ об оспаривании постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации», от 31 января 2012 г. № 93/744-6 «Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации»

по апелляционной жалобе Колесникова A.C. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения Колесникова A.C., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

в соответствии со статьёй 81, пунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ на 4 марта 2012 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 7 октября 2011г. № 42/354-6 утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации (приложения № 1 и № 2), постановлением от 31 января 2012 г. № 93/744-6 - его текст (приложение).

Колесников A.C. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанных постановлений ЦИК России не соответствующими закону, поскольку форма и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации, утверждённые данными постановлениями, не содержат графы «Против всех кандидатов» с расположенным справа от неё пустым квадратом. Полагает, что отсутствие в форме и тексте бюллетеня указанной графы не соответствует статье 32 Конституции Российской Федерации, препятствует свободному волеизъявлению и нарушает его избирательные права.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. в удовлетворении заявления Колесникова A.C. отказано.

В апелляционной жалобе Колесников A.C. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование апелляционной жалобы указал, что отсутствие в бюллетене графы «Против всех кандидатов» не позволяет ему как гражданину воспользоваться конституционным правом участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает ЦИК России не позднее чем за 24 дня до дня голосования, текст избирательного бюллетеня должен быть размещён только на одной стороне избирательного бюллетеня (подпункты 15 и 17 статьи 19, пункт 2 статьи 67).

Во исполнение указанных предписаний ЦИК России утвердила форму и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Оспариваемые в части постановления размещены в сети общего пользования Интернет на официальном сайте ЦИК России с электронным адресом http:/www.cikгf.ш.

В соответствии с пунктами 4, 5 и 7 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указаны в алфавитном порядке, отражены сведения о кандидатах, справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещен пустой квадрат. Избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения.

В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что утверждённые ЦИК России форма и текст избирательного бюллетеня полностью соответствуют приведённым нормам названного Федерального закона.

Статья 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Как правильно отмечено в обжалованном решении суда, в ранее действовавшей редакции статьи 6 указанного Федерального закона предусматривалась возможность голосовать на выборах против всех кандидатов, против всех списков кандидатов. Однако Федеральным законом от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» данная возможность исключена.

Действующее законодательство не содержит нормы, закрепляющей форму голосования «Против всех кандидатов».

В силу правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 10-П, признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы «Против всех» в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя.

Таким образом, решение вопроса о внесении в избирательный бюллетень графы «Против всех кандидатов» является прерогативой федерального законодателя и к компетенции ЦИК России не относится.

Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие в избирательном бюллетене графы «Против всех кандидатов» («Против всех списков

кандидатов») ограничивает избирательные права граждан и, в частности, заявителя, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку утверждённая форма и текст избирательного бюллетеня не препятствуют участию гражданина в избрании выборных органов публичной власти и в реализации права быть избранными в эти органы и выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Колесникова

Статьи законов по Делу № АПЛ12-141

Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
Статья 102. К ведению Совета Федерации относятся:
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх