Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКГПИ10-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 февраля 2010 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Шалякин Алексей Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № ВКГПИ10-7

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г. Москва 25 февраля 2010 г.

 

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С.
судей
при секретаре Деньгуб Е.П.

с участием заявителя Горелова И.А. и его представителя - адвоката Дейничен- ко В.В., старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника юстиции Балюкина С. А. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Михалевича В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горелова И А о при­ знании недействующим с 1 марта 2005 г. п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждён­ ной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 (далее - Инструкция), в части слов «К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района»,

установила:

Горелов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать с 1 марта 2005 г. недействующим п. 27 Инструкции в час­ ти слов «К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района».

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит положениям ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку препятствует реализации его права становиться на учёт нуждающихся в жилых помещениях по истечении пяти лет после намерен­ ного ухудшения своих жилищных условий.

Из представленных заявителем материалов видно, что в 1981 г. в период про­ хождения военной службы в войсковой части ему и членам его семьи (всего 4 человека) была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью м в по­ лублагоустроенном доме в п. . В 1998 г. после привати­ зации указанной квартиры они с доплатой обменяли её на благоустроенную двух­ комнатную квартиру общей площадью м с установлением доли собственности каждого в размере ]Л. Ввиду испортившихся семейных отношений Горелов из дан­ ной квартиры выехал, с 2000 г. зарегистрирован по адресу войсковой части и по настоящее время проживает по договору поднайма жилого помещения. 2 В 2000 г. супруга Горелова, получив его согласие, квартиру в п. продала и, используя вырученные, а также дополнительные денежные средства, построила трёхкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью м" в г. ­ . Учитывая, что в строительстве этой квартиры участвовала только жена, Горелов от права собственности на свою долю ( м~) отказался в пользу жены и детей. В 2003 г. брак официально расторгнут.

В 2006 г. Горелов заключил новый брак. Учитывая, что у него и членов его новой семьи какого-либо жилого помещения не имеется, заявитель в мае 2008 г. об­ ратился к командованию с рапортом о признании его нуждающимся в жилом поме­ щении с составом семьи 3 человека (он, жена, дочь). Решением жилищной комиссии войсковой части от 16 июня 2008 г. он таковым признан. Однако начальник Сортавальской КЭЧ района отказал в признании его нуждающимся в получении жилого помещения и включении в автоматизированную систем} учёта, поскольку Горелов не представил справку о сдаче жилой площади по последнему месту жи­ тельства, что послужило поводом для обжалования действий должностного лица в суд.

В данном судебном заседании заявитель Горелов И.А. и его представитель - адвокат Дейниченко В.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что ука­ зание, изложенное во втором предложении первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Фе­ дерации «К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района», противоречит действующему жилищному законодательству и Федераль­ ному закону «О статусе военнослужащих», как препятствующее становиться на учёт тем военнослужащим, которые ранее сознательно ухудшили свои жилищные усло­ вия, путём добровольного отчуждения (отказа от доли в жилом помещении) в поль­ зу своих бывших членов семьи и, в связи с этим, не имеющим возможности пред­ ставить справку о сдаче ранее полученного жилья в КЭЧ района.

Именно указанная норма, пояснили далее заявитель и его представитель, по­ служила основанием для отказа судов первой и кассационной инстанций в удовле­ творении требований Горелова о принятии его и членов семьи на учёт нуждающих­ ся в получении жилого помещения.

Представитель Министра обороны Российской Федерации Балюкин С.А. тре­ бования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законода­ тельству.

Введение законодателем специальных условий предоставления военнослу­ жащим жилых помещений, пояснил далее Балюкин С.А., само по себе не препятст­ вует реализации ими жилищных прав, установленных Жилищным кодексом РФ, а содержащееся в п. 27 Инструкции требование о приложении военнослужащим к ра­ порту о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении справки о сдаче жило­ го помещения в КЭЧ района, исходя из положений ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, является не­ обходимым, поскольку, по его мнению, справка подтверждает право военнослужа­ щего состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. 3 При этом в справке предусмотрено несколько формулировок о сдаче жилого помещения, в частности, сдал жильё квартирным органам Министерства обороны РФ, приватизировал, оставил родственникам.

Эти формулировки, считает представитель Министра обороны РФ, являются учётными данными КЭЧ района для каждого жилого помещения, находящегося в ведении квартирных органов и носят учётно - формальный характер. Поэтому в за­ висимости от формулировки, указанной в справке, возникает либо одно из условий на право военнослужащего состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом по­ мещении, либо основание для применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ о послед­ ствиях намеренного ухудшения военнослужащим своих жилищных условий.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. также возражал против удовлетворения заявления Горелова И.А., указав, что Инструкция издана в соответствии с полномочиями Министра обороны РФ и не на­ рушает права заявителя.

Оспариваемое Гореловым И.А. второе предложение абзаца первого пункта 27 Инструкции, считает Михалевич В.И., направлено на организацию деятельности жилищных комиссий воинских частей и довольствующих квартирно- эксплуатационных частей районов и не ограничивает право военнослужащих стано­ виться на учёт нуждающихся в жилых помещениях по истечении пятилетнего срока после сознательного ухудшения своих жилищных условий.

Выслушав выступления заявителя Горелова И.А. и его представителя - адво­ ката Дейниченко ВВ., объяснения представителя заинтересованного лица - Мини­ стра обороны РФ Балюкина С.А., а также представителя Министерства юстиции РФ Михалевича В.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Богданова А.Г., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Горелова отказать, Военная коллегия находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 5 ст. 5 Жилищного Кодекса РФ федеральные органы исполни­ тельной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, ре­ гулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Феде­ рации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соот­ ветствии с п. 6 ст. 12 указанного кодекса определение порядка предоставления жи­ лых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые ну­ ждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным за­ коном, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Феде­ рации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федераль­ ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительст­ ва Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным феде­ ральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения иму-4 ществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министер­ ству обороны Российской Федерации ор!анизаций.

Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищ­ ные отношения, в том числе, порядок предоставления жилья, относящегося к жи­ лищному фонду Российской Федерации, закреплённому за этим федеральным орга­ ном исполнительной власти.

Реализуя предоставленные Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. № 1357 (в настоящее время - Указом Президента Российской Феде­ рации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации») полномочия, Министр обороны в целях реализации установленных за­ конодательством социальных прав и гарантий военнослужащих приказом от 15 фев­ раля 2000 I. № 80 утвердил Инсгр>кцию о порядке обеспечения жилыми помеще­ ниями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Феде­ рации 7 июня 2000 г. (регистрационный № 2260) и опубликован в Бюллетене норма­ тивных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 июня 2000 г. № 26, в «Российской газете» от 19 октября 2000 г. № 202.

Таким образом, оспариваемая Инструкция утверждена правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Пунктом 27 Инструкции установлено, что для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подаётся в порядке подчинённости рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансо­ вого лицевого счёта и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро тех­ нической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.

Как видно из приложения № 8 к Инструкции выдача указанной справки воз­ можна и в случаях приватизации военнослужащим полученного жилья либо остав­ ления этого жилья родственникам.

Следовательно, указанная справка может быть представлена не только теми военнослужащими, которые имели по прежнему месту службы жилое помещение, полученное от Министерства обороны РФ, и сдали его, но и теми, которые привати­ зировали либо оставили таковое родственникам.

Вопреки утверждению Горелова И.А., оспариваемая норма, предписывающая военнослужащему совместно с рапортом представлять и копию справки о сдаче жи­ лого помещения, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим боль­ шую юридическую силу, в том числе и положениям ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что вместе с заявления­ ми о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жи­ лых помещениях. Принимая во внимание предусмотренное Инструкцией содержа­ ние справки, следует признать, что таковая может относиться к указанным докумен-5 там, но при этом не является исключительно единственным документом, подтвер­ ждающим право военнослужащего состоять на соответствующем учёте.

Исходя из этих требований закона, Военная коллегия считает, что представле­ ние справки с одной из формулировок, предусмотренных приложением № 8 к Инст­ рукции, носит технический характер. Вместе с тем, при решении вопроса о приня­ тии военнослужащего на соответствующий учёт содержание данного документа подлежит оценке жилищной комиссией воинской части наряду с другими сведения­ ми.

В тоже время, по смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Поэтому, если военнослужащий и члены его семьи отвечают требованиям ука­ занной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при соблюдении положений ст. 54 Жилищного кодекса РФ не имеется.

Таким образом, военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района по прежнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.

При таких обстоятельствах введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, в том числе содержащегося в п. 27 оспариваемой Инструкции требования о приложении к рапорту о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, само по себе не препятствует реализации ими жилищных прав, установлен­ ных Жилищным кодексом РФ.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об от­ казе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку суд пришёл к выводу о необходимости отказа в удовлетворении за­ явления, то понесённые заявителем судебные расходы в связи с уплатой государст­ венной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

Горелову И А в признании недействующим с 1 марта 2005 г. п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Россий­ ской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80, в части слов «К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района», отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения.

Статьи законов по Делу № ВКГПИ10-7

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ЖК РФ Статья 5. Жилищное законодательство
ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
ЖК РФ Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
ЖК РФ Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
ЖК РФ Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Производство по делу

Загрузка
Наверх