Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКГПИ13-21

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 июня 2013 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Шалякин Алексей Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ВКГПИ13-21

от 26 июня 2013 года

 

при секретаре - Рябцевой А.И.

закону и недействующим абз. 3 п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 (далее - Инструкция),

 

установила:

 

Гукасян Г.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта, который, по его мнению, в названной части противоречит Конституции Российской Федерации и ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Гукасян Г.Г. утверждает, что из буквального содержания абз. 3 п. 10 Инструкции следует автоматическое включение в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, ранее принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 г. и до даты вступления в силу Инструкции. В дальнейшем военнослужащий может быть снят с данного учета по основаниям, установленным п. 10 Инструкции.

В то же время жилищными органами Министерства обороны Российской Федерации при передаче жилищных дел из воинских частей проводится новая процедура принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях с проверкой оснований для включения в соответствующие списки. При наличии недостатков принимается решение об отказе во включении в Единый реестр, а не о снятии с учета.

Аналогичное толкование оспариваемой нормы дано Краснодарским гарнизонным военным судом в решении от 27 ноября 2012 г. по заявлению Гукася-наГ.Г.

В связи с изложенным заявитель считает абз. 3 п. 10 Инструкции противоречащим действующему законодательству.

Представители Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания Гукасян Г.Г. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия. При этом заявитель установленным порядком оформил доверенность представлять его интересы в данном судебном заседании Зайнетдинову Х.А., который поддержал требования заявителя и пояснил следующее.

По мнению Зайнетдинова Х.А., должностные лица ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, куда обратился Гукасян Г.Г. с заявлением о восстановлении его в Едином реестре военнослужащих нуждающихся в получении жилья, неправильно толкуют и применяют оспариваемый пункт Инструкции.

В частности, при передаче списков военнослужащих, жилищных дел из воинских частей в указанное ФГУ, по сути, проводится новая процедура принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилье с проверкой оснований для включения в эти списки, а не автоматическое включение в Единый реестр. При наличии недостатков, замечаний принимается решение об отказе во включении в Единый реестр, а не о снятии с учета, хотя эти два понятия отличаются друг от друга.

Далее Зейнетдинов Х.А. пояснил, что, не оспаривая в принципе законность принятой Инструкции, вместе с тем считает, что неправильное толкование, придаваемое данному нормативному акту правоприменительной практикой, явилось причиной пересмотра ранее принятого решения о признании Гукасяна Г.Г. нуждающимся в получении жилого помещения и нарушения права заявителя.

В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, соответственно, Черный Ю.В. и Гаврилова И.В. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.

При этом Черный Ю.В. также пояснил, что положения норм оспариваемого абзаца не могут рассматриваться, как не совместимые с требованиями жилищного законодательства и противоречащие конституционным принципам, обеспечивающим защиту конституционных прав на жилище. Более того, абз.З п. 10 Инструкции полностью соответствует положениям ст. 56 ЖК РФ и прав заявителя не нарушает.

Выслушав выступления представителя заявителя Гукасяна Г.Г. - Зайнет-динова Х.А., объяснения представителя заинтересованного лица - Министра обороны РФ Черного Ю.В., а также представителя Министерства юстиции РФ Гаврилову И.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора подполковника юстиции Дворцова СВ., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Гукасяна Г.Г. отказать, Военная коллегия находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 сентября 2010 г. № 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. (регистрационный № 18841) и опубликован в "Российской газете" от 29 октября 2010 г. № 246.

Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.

Таким образом, оспариваемый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с абз. 3 п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

Предусмотренные данным пунктом основания снятия военнослужащего с жилищного учета полностью воспроизводят установленные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, оспариваемая норма, предусматривающая гарантии сохранения права военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, при отсутствии предусмотренных Жилищным кодексом РФ оснований для снятия с такого учета, не может рассматриваться как противоречащая закону, в том числе ст. 6 Жилищного кодекса РФ, регулирующей действие жилищного законодательства во времени, и нарушающая права заявителя.

При этом следует отметить, что до издания Инструкции порядок постановки и снятия военнослужащих с жилищного учета регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80, в соответствии с которой учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1297 Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу.

После вступления в силу Инструкции полномочия по жилищному учету военнослужащих в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 переданы уполномоченному органу - Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющему свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения регионов.

При этом военнослужащие, принятые на жилищный учет в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр вновь созданным жилищным органом при отсутствии препятствий, установленных законом.

Данная процедура оформляется решением уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 5, 52, 56 Жилищного кодекса РФ уполномоченный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации не только вправе, но и обязан осуществлять проверку правомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении этого вопроса.

Следовательно, реализация данной функции при принятии решения о внесении военнослужащих в Единый реестр полностью основана на вышеприведенных требованиях закона.

С учетом изложенного неправильное, по мнению представителя Гукася-наГ.Г. - Зайнетдинова Х.А., толкование, придаваемое оспариваемому нормативному акту правоприменительной практикой, в соответствии с которым пересмотрено ранее принятое решение о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, не может являться основанием для признания этой нормы противоречащей действующему законодательству.

Разрешение вопроса о проверке законности действий должностных лиц уполномоченного жилищного органа Министерства обороны РФ по ограничению прав заявителя, связанных с отказом во включении его в Единый реестр, в соответствии со статьёй 27 ГПК РФ в компетенцию Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции не входит.

В случае несогласия с решением, действием (бездействием) указанных должностных лиц заявитель вправе оспорить их в гарнизонном военном суде по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица (статья 254 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Гукасяна [скрыто] о признании

противоречащим закону и недействующим абз. 3 п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ВКГПИ13-21

ГПК РФ Статья 27. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего
ЖК РФ Статья 5. Жилищное законодательство
ЖК РФ Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
ЖК РФ Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
ЖК РФ Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Производство по делу

Загрузка
Наверх