Дело № ВКГПИ14-21

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 апреля 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Жудро Кирилл Сергеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № ВКГПИ14-21

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 23 апреля 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Жудро К.С. при секретаре Балакиревой Н.А. с участием заявителя Большаковой Л.Н., представляющей также интересы заявителей Булатовой В.А. и Понятаева СИ., представителей Министра обо­ роны Российской Федерации Ильина А.В. и Куштана Д.В., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко В.Н. и военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Соколова СБ., рас­ смотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Большаковой Л Н , Булатовой В А и Понятаева С И об оспаривании отдельных положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 июня 2008 г. № 321,

установил:

Большакова Л.Н., Булатова В.А. и Понятаев СИ. обратились в Верхов­ ный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными пунктов 12, 13 и 18 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потеряв­ шим кормильца из числа этих граждан (далее - Порядок), которые утвержде­ ны приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 июня 2008 г. № 321, (в редакции приказов от 21 августа 2010 г. № 1113 и от 18 августа 2011 г.

№ 1380).

Заявители полагают, что оспариваемые положения Порядка противоре­ чат статье 48 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ ской АЭС», постановлению Правительства Российской Федерации от 21 ок­ тября 1992 г. № 806 «О Комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации» и нарушают их права, поскольку предписывают гражданам, не находящимся на военной службе и не осведомленным о суще­ ствовании Порядка, самостоятельно обращаться в соответствующие воин­ ские части и учреждения для получения удостоверений, доказывая свое пра­ во на получение мер социальной поддержки.

При этом Большакова Л.Н. утверждает, что именно пункты 12, 13 и 18 Порядка послужили основанием для оставления без удовлетворения Ленин­ ским районным судом г. Омска ее заявления об оспаривании отказа военного комиссариата Омской области выдать ей удостоверение как вдове ветерана подразделений особого риска. В решении от 4 февраля 2014 г. суд указал, что для получения удостоверения она обязана самостоятельно обратиться с заяв­ лением в военный комиссариат, подтвердив факт нахождения на иждивении мужа.

Оспариваемые нормы применены Ленинским районным судом г. Омска и при вынесении 21 февраля 2014 г. определения об оставлении без рассмот­ рения искового заявления Понятаева СИ. о признании его ветераном подраз­ делений особого риска и выдаче удостоверения. Суд указал, что истец в ус­ тановленном порядке не обращался в соответствующие органы с заявлением о выдаче удостоверения.

Булатова В.Н. - вдова ветерана подразделений особого риска, указыва­ ет, что не смогла после смерти мужа получить удостоверение, так как не зна­ ла о существовании Порядка и месте нахождения войсковой части 31600, от­ ветственной за выдачу удостоверений.

Кроме того, заявители утверждают, что оспариваемые правовые нормы не подлежат применению, так как приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 июня 2008 г. № 321 не был в установленном порядке опуб­ ликован для всеобщего сведения. Поскольку заявители не являются военно­ служащими, они полагают, что на них не может распространяться юрисдик­ ция Министра обороны Российской Федерации и утвержденный им Порядок.

В судебном заседании Большакова Л.Н. поддержала заявленные требо­ вания, а также сослалась в их обоснование на статьи 39-45 Устава внутрен­ ней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которым приказ командира (начальника) обязателен для выполнения только подчи­ ненными.

От Министерства обороны Российской Федерации поступили письмен­ ные возражения против доводов заявителей, в которых указано, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 июня 2008 г. № 321 издан правомочным должностным лицом, в пределах его компетенции и в установ­ ленном порядке опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Оспариваемые положения приказа прав зая­ вителей не нарушают, поскольку, вопреки их утверждению, не возлагают на них какие-либо обязанности по самостоятельному выявлению и постановке на учет для получения удостоверений, а лишь предусматривают подачу заяв­ ления с целью реализации права на получение мер социальной поддержки.

Такой порядок реализации права согласуется со статьей 33 Конституции Рос­ сийской Федерации, закрепляющей принцип свободной и добровольной реа­ лизации гражданами Российской Федерации права на обращение в государ­ ственные органы.

Эти же возражения привели в судебном заседании представители Ми­ нистра обороны Российской Федерации Ильин А.В. и Куштан Д.В. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Бабчен- ко В.Н. поддержал позицию представителей заинтересованного лица, отме­ тив, что установленный оспариваемыми правовыми нормами заявительный порядок обращения наделяет граждан свободой действий по реализации (от­ казу от реализации) права на получение мер социальной поддержки и спо­ собствует их своевременному обращению за предоставлением такого рода мер. Ссылку Большаковой Л.Н. на Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации Бабченко В.Н. полагает неправомерной, по­ скольку Устав определяет порядок отдачи и исполнения приказов команди­ ров (начальников), имеющих не нормативный, а распорядительный характер.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключе­ ние прокурора Соколова СБ., полагавшего необходимым отказать в требова­ ниях заявителей, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заяв­ ление Большаковой Л.Н., Булатовой В.А. и Понятаева СИ. не подлежит удовлетворению, поскольку обстоятельств, с наличием которых закон связы­ вает возможность признания нормативного правового акта противоречащим федеральному закону и недействующим, по настоящему делу не имеется.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 де­ кабря 1991 г. № 2123-1 действие Закона Российской Федерации «О социаль- ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ката­ строфы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделе­ ний особого риска».

В соответствии со статьями 15 и 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследст­ вие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 Постановления Вер­ ховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 Пра­ вительство Российской Федерации издало постановление от 21 декабря 2004 г. № 818, которым установило, что Министерство обороны Российской Фе­ дерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, удостоверений, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки, преду­ смотренных указанным Законом.

Министр обороны Российской Федерации, реализуя полномочия, воз­ ложенные на него постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. №818, издал приказ от 9 июня 2008 г. №321.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июля 2008 г. (№ 11922) и опубликован в Бюллетене норматив­ ных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 июля 2008 г.

№ 30, что соответствует требованиям пунктов 8 и 9 Указа Президента Рос­ сийской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Министр обороны Российской Федерации в соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации входит в состав Правительства Рос­ сийской Федерации, осуществляющего в государстве исполнительную власть.

Согласно подпункту 9 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Фе­ дерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министр обороны издает по вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местно­ го самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Положения Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не определяют порядок реализации Министром обороны Россий­ ской Федерации полномочий члена Правительства Российской Федерации, а устанавливают форму руководства командирами (начальниками) подчинен­ ными военнослужащими.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан пра­ вомочным должностным лицом, вступил в силу в соответствии с требова­ ниями действующего законодательства и является обязательным для всех граждан, в том числе и не состоящих на военной службе.

Согласно абзацу второму пункта 12 Порядка выявление и учет граж­ дан, пребывающих в запасе и находящихся в отставке, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, уволенных из воинских частей и принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска в пери­ од их военной службы (работы) в воинских частях, а также членов семей, по­ терявших кормильца, осуществляются военными комиссариатами, отделами военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципаль­ ному образованию по месту их жительства.

В соответствии с пунктом 13 Порядка для рассмотрения вопроса о воз­ можности отнесения лиц к гражданам из подразделений особого риска в во­ инских частях и военных комиссариатах на основании личных заявлений граждан составляются списки лиц, подавших заявления об отнесении их к гражданам из подразделений особого риска, которые направляются в соот­ ветствующие воинские части и учреждения Министерства обороны Россий­ ской Федерации.

Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что члены семей, потерявшие кормильца, для оформления и получения удостоверения по случаю потери кормильца обращаются в войсковую часть 31600 с письменным заявлением.

В то же время члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, факт участия которых в действиях подразделений особого риска не установлен, обращаются в военные комиссариаты в порядке, установленном пунктом 13 Порядка.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 1992 г. № 806 «О Комитете ветеранов подразделений особого риска Россий­ ской Федерации» (действующее в редакции постановлений от 26 января 2007 г. № 46 и от 24 декабря 2008 г. № 1002) возлагает на Комитет ветеранов под­ разделений особого риска Российской Федерации ведение учета и хранение личных дел граждан из подразделений особого риска и членов семей, поте- рявших кормильца из числа этих граждан, выдачу заключений по вопросам, связанным с непосредственным участием граждан в действиях подразделе­ ний особого риска, осуществление мероприятий по медико-социальной реа­ билитации граждан из подразделений особого риска. Кроме того, постанов­ ление определяет порядок финансового и материального обеспечения данно­ го Комитета.

Вместе с тем в постановлении отсутствуют правовые нормы, регули­ рующие порядок выявления и учета граждан из подразделений особого риска и членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, применитель­ но к которым можно было бы оценить соответствие оспариваемых положе­ ний Порядка.

Не затрагивает компетенцию Министерства обороны Российской Фе­ дерации в этой сфере правоотношений и Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статья 48 данного Закона устанавливает ответственность должностных лиц и органов за нарушение законодательства Российской Федерации о чернобыльской ка­ тастрофе, но не определяет порядок и условия выдачи удостоверений, под­ тверждающих право на получение мер социальной поддержки.

Таким образом, пункты 12, 13 и 18 Порядка не противоречат норма­ тивным правовым актам, указанным в заявлении Большаковой Л.Н., Булато­ вой В.А. и Понятаева СИ. Не установлено судом их противоречия и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, установленный в Порядке заявительный механизм реали­ зации права на получение мер социальной поддержки гражданами из подраз­ делений особого риска и членами семей, потерявшими кормильца из числа этих граждан, соответствует статье 9 Гражданского кодекса Российской Фе­ дерации, согласно которой граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Адрес войсковой части 31600, куда следует обращаться с письменными заявлениями членам семей, потерявших кормильца, для оформления и полу­ чения удостоверения, указан в пункте 4 Порядка.

Неосведомленность граждан из подразделений особого риска и членов их семей о существовании Порядка сама по себе не нарушает их право на по­ лучение полагающихся им мер социальной поддержки и удостоверений, под­ тверждающих это право. Правильность применения оспариваемых норм раз- личными организациями и должностными лицами, а также районным судом при рассмотрении исков заявителей не входит в предмет исследования и оценки Верховного Суда Российской Федерации по данному делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и ча­ стью статьи 1 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении заявления Большаковой Л Н , Бу­ латовой В А и Понятаева С И о признании незаконными пунктов 12, 13 и 18 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, утвержденного прика­ зом Министра обороны Российской Федерации от 9 июня 2008 г. № 321, от­ казать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верхов­ ного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда ^ / Российской Федерации /^ \^^~~/^~~^~' К.С Жудро

Статьи законов по Делу № ВКГПИ14-21

Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
Статья 110. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх