Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКПИ07-116

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 31 октября 2007 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Коронец Александр Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № ВКПИ07-116

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г. Москва 31 октября 2007 г.

 

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.
судей
при секретаре Казаке В.А.

с участием заявителя Скрынникова П С. и его представителя адвоката Бурлицкого М.В., представителей Министерства обороны РФ полковников Волгушева А.В. и Шемета А.А., представителя Министерства юстиции РФ Ахвердиевой Л.Р. и старшего военного прокурора 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры РФ полковника юстиции Ластовского В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скрынникова П С о признании] незаконными пунктов 34, 35 и 38 в части призыва на военную службу шаждан непосредственно после окончания государственных учреждении высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и пунктов 25, 26, 27 и 28 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом 2 Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года № 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации",

установила:

Скрынников П.С. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором просит признать незаконными, противоречащими статьям 22, 24, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" пунктов 34, 35 и 38, в части призыва на военную службу граждан непосредственно после окончания государственных учреждений высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, и пунктов 25, 26, 27 и 28 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400.

С 2002 по 2007 год Скрынников П.С. обучался в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Пензенский государственный университет по специальности "Социально- культурный сервис и туризм", о чем ему 26 июня 2007 года был выдан соответствующий диплом. 27 декабря 2006 года в военном комиссариате Первомайского и Ленинского районов города Пензы Пензенской области с ним была проведена беседа, в ходе которой составлен лист изучения кандидата на призыв и районным военным комиссаром принято решение представить Скрынникова П.С. к призыву на военную службу. В период с 12 по 25 апреля 2007 года он был исследован врачами-специалистами и признан годным к военной службе. 11 июня 2007 года Министр обороны Российской Федерации издал приказ № 627 по личному составу, согласно которому Скрынников, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "б" пункта 2 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы был зачислен в запас и ему было присвоено первое воинское звание офицера "лейтенант" и личный номер; одновременно в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1573 Скрынников был" призван на военную службу сроком на 24 месяца непосредственно по окончании образовательного учреждения и зачислен в распоряжение командира войсковой части в связи с чем он подлежал направлению в войсковую часть в город через военный комиссариат Первомайского и Ленинского 3 районов города Пензы, в котором состоял на воинском учете. Однако он, считая свои права нарушенными при проведении призыва, в указанную воинскую часть не прибыл, а обжаловал в Верховный Суд Российской Федерации ряд положений приказа Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 года № 400, регулирующих механизм призыва на военную службу офицеров запаса.

По мнению Скрынникова П.С, военный комиссариат Первомайского и Ленинского районов, руководствовавшийся при проведении призывных мероприятий указанным выше приказом, нарушили его права офицера запаса, поскольку они производились до присвоения ему первого воинского звания офицера "лейтенант", в период предоставлявшейся ему отсрочки от призыва и до окончания обучения в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В судебном заседании Скрынников П.С. и его представитель адвокат Бурлицкий М.В. требования заявителя поддержали и просили признать обжалуемые ими пункты приказа Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 года № 400 недействующими.

Представители Министерства обороны РФ Волгушев А.В. и Шемет А.А. в суде возражали против удовлетворения требований Скрынникова П.С. и при этом заявили, что оспариваемые Скрынниковым пункты 34, 35 и 38, в части призыва на военную службу граждан непосредственно после окончания государственных учреждений высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, и пункты 25, 26, 27 и 28 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400 не противоречат положениям Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей Министерства обороны РФ, заключение старшего военного прокурора 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф. и представителя Министерства юстиции РФ Ахвердиевой Л.Р., полагавших необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Скрынникова П.С. не­ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из содержания пунктов 25, 26, 27, 28, 34, 35 и 38 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом Министра 4 обороны Российской Федерации от 6 сентября 1 *99 года № 400, в них определен порядок подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан непосредственно юсле окончания обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью таждан Российской Федерации, которые несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 3 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что прохождение военной службы осуществляется гражданами ю призыву и в добровольном порядке (по контракту).

В соответствии с подп. "б" пункта 1, пуштом 3 ст. 22 и пунктом 2 ст. 25 названного закона, призыву на военную службу подлежат, в том числе, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлением подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Призыв на военную службу граждан, в том шсле, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, осуществляется на основании Указов Президента Российской Федерации и в сроки, иу устанавливаемые.

Пункт 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает положение, в соответствии с которым порядок призыва лраждан на военную службу определяется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями, 31 декабря 2005 года Президент Российской Федерации издал ук% № 1573 "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2006-2007 годах", которым постановил призвать в 2006-2007 годах ежегодно до 15 тысяч граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и не имеющих права на освобождение или отсрочку ът призыва на военную службу, в том числе до 7 тъюяч граждан непосредственно после окончания указанных образовательных /"учреждений по военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям, согласно плану, ежегодно разрабатываемому Министерством обороны Российской Федерации. 5 Таким образом, из анализа приведенных нормативных правовых актов вытекает, что сроки призыва на военную службу, в том числе, и граждан непосредственно после окончания государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования определяются Указами Президента Российской Федерации.

На Министра обороны Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" возлагается обязанность по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу.

С учетом изложенных требований следует признать, что приказ № 627 от 11.06.2007 года Министром обороны РФ о призыве на военную службу граждан непосредственно по окончании образовательных учреждений издан во исполнение требований Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Мероприятия по подготовке к призыву, изложенные в оспариваемых пунктах 34, 35 и 38, в части призыва на военную службу граждан непосредственно после окончания государственных учреждений высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, и пунктах 25, 26, 27 и 28 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400, не противоречат вышеназванному Федеральному закону, Указам Президента РФ и Постановлениям Правительства РФ.

Сроки призыва граждан, окончивших учреждения высшего профессионального образования, определены Указом Президента РФ, на что имеется ссылка в приказе.

Оспариваемые Скрынниковым положения "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400, регулируют правила заблаговременного изучения граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе и состояния их здоровья, в связи с чем проведение подобных мероприятий в отношении граждан, завершающих обучение по ^иоограмме подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования не противоречит требованиям статей 22, 24, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской 6 обязанности и военной службе" и пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Что же касается ссылки Скрынникова на то, что он якобы не подлежал призыву, будучи в соответствии со справкой Пензенского государственного университета от 26 июля 2007 года № 162 в период с 1 сентября 2002 по 1 сентября 2007 года студентом 5-го курса указанного учреждения высшего профессионального образования, а значит до достижения указанной в справке крайней даты имел отсрочку от призыва, то она является несостоятельной.

Как следует из содержания подп. "з" части 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют лишь граждане, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В соответствии с преамбулой, частью 1 статьи 24 и частями 1 и 2 статьи 27 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об. уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью с соответствующего образовательного учреждения.

Статьями 8 и 7 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определено, что основными задачами высшего учебного заведения являются, в том числе, подготовка работников с высшим образованием. 7 Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые пункты Инструкции не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав заявителя, поскольку, согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 2005 года № 1573 и изданному во исполнение данного Указа приказу Министра обороны РФ от 11 июня 2007 года № 627, Скрынников подлежал призыву на военную службу непосредственно после окончания государственного учреждения высшего профессионального образования, когда ему было присвоено воинское звание "лейтенант" и он не имел права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

В удовлетворении заявления Скрынникова П С о признании пунктов 34, 35 и 38, в части призыва на военную службу граждан непосредственно после окончания государственных учреждений высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, и пунктов 25, 26, 27 и 28 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года № 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" незаконными, противоречащими статьям 22, 24, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", отказать .

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ВКПИ07-116

Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации

Производство по делу

Загрузка
Наверх