Дело № ВКПИ08-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 февраля 2008 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Крупнов Игорь Владимирович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ВКПИ08-1

от 6 февраля 2008 года

 

при секретаре - лейтенанте юстиции Казаке В.А.,

о признании недействующим пункта 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Порядок), в части слова «до» в таблице перед цифрой «95», обозначающей размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в процентах от оклада по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности младшими и старшими офицерами, проходящими военную службу в других городах и прочих населенных пунктах,

Князев СИ. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 108 Порядка (в редакции приказа

Князева [скрыто]

 

установила:

 

Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 367 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200») в части слова «до» в таблице перед цифрой «95», обозначающей размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в процентах от оклада по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности младшими и старшими офицерами, проходящими военную службу в других городах и прочих населенных пунктах. Также заявитель просит возместить ему судебные расходы.

В обоснование просьбы он указал, что новая редакция пункта 108 Порядка позволяет командованию устанавливать размеры надбавки от нуля до 95 процентов военнослужащим одного состава, проходящим военную службу в одной местности, что противоречит части 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой размер надбавки устанавливается только в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, и нарушает его право на получение этой надбавки в равном размере с проходящими вместе с ним военнослужащими одного состава.

В заявлении также обращается внимание на несоответствие внесенных в пункт 108 Порядка изменений решению Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года № ВКПИ 07-18.

К заявлению Князев СИ. приложил копии приказов командира войсковой части 21649 об изменении ему размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в 2007 году.'

Заявитель, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Министра обороны Российской Федерации - Виноградов В.В. и Герасимчик В.В. требования Князева СИ. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, представители заинтересованного лица пояснили:

Виноградов В.В., что указанное в таблице пункта 108 Порядка слово «до» в каждой позиции перед цифрами, обозначающими размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в процентах от оклада по занимаемой воинской должности согласуется с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому право по определению размера названной надбавки до 120 процентов оклада по воинской должности возложено на Министра обороны Российской Федерации;

Герасимчик В.В., что данное указание произведено в целях сохранения за военнослужащими единого уровня денежной компенсации льгот и компенсаций, предоставлявшихся до 31 декабря 2004 года в натуральной форме.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Алоян А.О. возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.

Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении за-

< явления Князева СИ. отказать, Военная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в силу части 1 статьи 12 и части 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» входит в денежное довольствие военнослужащих и является дополнительной выплатой.

В соответствии с частью 4 статьи 13 названного закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.

Анализ названной законодательной нормы в совокупности с содержанием преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ показывает, что дифференциация в выплате надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы обусловлена необходимостью сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня в обычных условиях военной службы.

При этом определение конкретного размера и порядка выплаты надбавки Законом отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, что согласуется с необходимостью учета условий и режима военной службы, в том числе фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц отдельно взятым военнослужащим при выплате ему денежного довольствия.

Во исполнение предписаний закона Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 июня 2006 года № 200 утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 367 в этот приказ внесены изменения.

Эти приказы зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за № 8304 и 8 октября 2007 года за № 10262, соответственно, и опубликованы в установленном действующим законодательством порядке:

; приказ от 30 июня 2006 года № 200 - 27 сентября 2006 года в Российской газете № [скрыто] >15, приказ от 11 сентября 2007 года № 367 - 15 октября 2007 года в Бюллетене •ж^ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 42.

Таким образом, вышеупомянутые приказы изданы Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликованы для всеобщего сведения.

Согласно новой редакции пункта 108 Порядка, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы в размерах, указанных в содержащейся в этом пункте таблице. При этом младшим и старшим офицерам, проходящим военную службу в других городах и прочих населенных пунктах, размер этой надбавки установлен до 95 процентов от оклада по воинской должности.

В соответствии с пунктом 109 Порядка конкретные размеры надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы устанавливаются приказом командира воинской части (для командира, начальника - приказом вышестоящего командира, начальника) не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы.

Поскольку в силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» материальное обеспечение военнослужащих устанавливается с учетом условий прохождения ими военной службы, предусмотренная в Порядке возможность изменения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы при изменении условий военной службы не противоречит вышеназванному закону.

В связи с этим указание в таблице пункта 108 Порядка на то, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы младшим и старшим офицерам, проходящим военную службу в других городах и прочих населенных пунктах, выплачивается в размере до 95 процентов от оклада по воинской должности, дано Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий и основано на законе.

Вопреки утверждению в заявлении, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года № ВКПИ 07-18 также указано на то, что установление в абзаце 3 пункта 109 Порядка (в редакции до внесения в него изменений приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 367) возможности изменения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы при изменении условий военной службы Министром обороны Российской Федерации произведено в рамках предоставленных ему полномочий.

Не соответствует действительности и утверждение Князева СИ. о том, что пункт 108 Порядка предусматривает возможность изменения командованием размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы до нуля процентов, то есть ее фактическое лишение.

I

Возможность лишения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы противоречит положениям статей 3 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предназначению этой выплаты.

Что касается несогласия заявителя с установленным ему командиром воинской части конкретным размером надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, то с заявлением об оспаривании указанных действий он вправе обратиться в гарнизонный военный суд по месту нахождения воинского должностного лица либо по месту своего жительства с соблюдением требований, установленных статьями 131, 132 и главой 25 ГПК РФ.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Князева СИ., то понесенные им судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Князева С [скрыто] о признании недействующим пункта 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 367 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200») в части слова «до» в таблице перед цифрой «95», обозначающей размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в процентах от оклада по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности младшими и старшими офицерами, проходящими военную службу в других городах и прочих населенных пунктах, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

И.В. Крупное

Статьи законов по Делу № ВКПИ08-1

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх