Дело № ВКПИ08-77

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 20 мая 2009 г., Определение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Королёв Леонид Алексеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №ВКПИ08-77

от 20 мая 2009 года

 

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,

заявителя Гниденко В.В.,

представителя Директора ФСБ России начальника отдела договорно-правового управления ФСБ России Ковалевского И.И.,

представителя Министерства юстиции Российской Федерации заместителя начальника отдела регистрации нормативно-правовых актов в финансовой и экономической сфере Департамента законодательной деятельности Ахибы Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению Гниденко В [В [о признании незаконным и

недействующим приказа Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности», за исключением статьи 1 этого Приказа,

 

установил:

 

Гниденко обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, в котором просит признать приказ Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности», за

исключением его статьи 1, противоречащим пункту 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального • закона «О статусе военнослужащих» руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставлено право устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Из содержания этого положения закона Гниденко делает вывод, что такие дополнительные выплаты подлежат установлению, в случае принятия решения об этом, всем военнослужащим, а не отдельным их категориям только с применением критериев, указанных в этом законе и в конкретном размере.

Гниденко также указывает, что с 20 октября 2004 года он зачислен в распоряжение начальника пограничного управления ФСБ России |

| а обжалуемые им положения Приказа, в нарушение требований пункта 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», неправомерно исключают военнослужащих указанной категории из числа получателей упомянутой специальной надбавки, чем нарушается его право на получение этой надбавки наравне с другими военнослужащими.

В связи с этим Гниденко указывает, что приказ Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности», за исключением его статьи 1, который не предусматривает возможность выплаты установленной этим Приказом специальной надбавки военнослужащим, находящимся в распоряжении, а также в размере, установленном на основании вышеприведенных критериев, противоречит пункту 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ.

В судебном заседании заявитель Гниденко В.В. поддержал свои требования, изложенные в заявлении.

Представители Директора ФСБ России Ковалевский И. И. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахиба Л.М. требования Гниденко В.В. не признали и просили отказать ему в удовлетворении заявления, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Директором ФСБ Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.

Выслушав объяснения заявителя Гниденко В.В., представителей Директора ФСБ России Ковалевского И.И. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахибы Л.М., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать Гниденко в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Гниденко не подлежащим удовлетворению, поскольку по

настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 1 этой же статьи Федерального закона, денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, кроме выплат, предусмотренных данным Федеральным законом, в пределах выделенных ассигнований могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», в редакции Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1476, установлено, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти и в целях реализации своих полномочий имеет право на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществлять в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование.

В соответствии с пунктом 10, подпунктами 5 и 36 пункта 11 этого же Положения, ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, который издает на основании и во исполнение федерального законодательства и этого Положения правовые акты, определяет порядок и условия выплаты военнослужащим органов безопасности надбавок, премий и вознаграждений, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливает в пределах выделенных из федерального бюджета средств другие дополнительные денежные выплаты военнослужащим органов безопасности.

На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов врио директора ФСБ России в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 5 октября 2005 года издан приказ №588/ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим

органов федеральной службы безопасности», который в установленном порядке зарегистрирован Министерством юстиции России 8 ноября 2005 года за №7143.

Обжалуемой частью этого приказа утвержден Порядок выплаты специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту (далее - Порядок).

Таким образом, оспариваемый Гниденко приказ издан уполномоченным на то должностным лицом - врио директора ФСБ России, в пределах его компетенции и данный приказ в установленном порядке прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Вопреки доводам Гниденко, оснований утверждать, что оспариваемая им часть приказа Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности» противоречит пункту 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и нарушает какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», кроме выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, в пределах выделенных ассигнований руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

В порядке реализации данной нормы Директором ФСБ России в целях усиления социальной защищенности и материального стимулирования отдельных категорий военнослужащих были изданы различные приказы, в том числе и с учетом тех или иных критериев дифференциации, содержащихся в пункте 9 указанной статьи.

Из преамбулы приказа Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности» видно, что он издан в целях расширения возможностей руководителей по закреплению на военной службе высококвалифицированных кадров, стимулирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на достижение высоких результатов в служебной деятельности.

Согласно пункту 1 Порядка, специальная надбавка выплачивается в целях вознаграждения за высокие результаты в служебной деятельности военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, обладающим большим профессиональным опытом, навыками и специальными знаниями и активно делящимся ими в интересах развития кадрового потенциала органов безопасности, а также не имеющим дисциплинарных взысканий, в зависимости от результативности их служебной деятельности.

Из анализа этой нормы усматривается, что Директор ФСБ России не вышел за рамки предоставленных ему полномочий, поскольку он в соответствии с подпунктами 5 и 36 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности России имеет право издавать правовые акты, определять порядок и условия выплаты военнослужащим органов безопасности надбавок, устанавливать в пределах выделенных из федерального бюджета средств другие дополнительные денежные выплаты военнослужащим органов безопасности.

Обжалуемой частью приказа утвержден Порядок, который регламентирует производство выплаты специальной надбавки, то есть устанавливает правила ее выплаты, что не противоречит положениям пункта 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, устанавливает надбавки.

При этом положения Порядка носят организационный характер и направлены исключительно на обеспечение воинскими должностными лицами реализации права военнослужащего, что в полной мере согласуется с положениями пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которого реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих не только возлагается на органы государственной власти, но и является обязанностью командиров (начальников).

Указанным выше Порядком определено, что выплата специальной надбавки прекращается со дня зачисления военнослужащего в распоряжение (за исключением случаев возложения на таких военнослужащих временного исполнения обязанностей по воинским должностям (должностям).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Особенности материального обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что они проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей.

Пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрены особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих, к которым отнесены и находящиеся в распоряжении военнослужащие. Порядок такого обеспечения может устанавливаться иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральным органом исполнительной власти, в

котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Так, приказом Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 г. N 367 утвержден Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (в ред. Приказа ФСБ РФ от 23.01.2006 N 21).

Приведенные выше обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что Директор ФСБ Российской Федерации имел право утверждать порядок выплаты специальной надбавки и действовал при этом в пределах предоставленных ему полномочий, а также в строгом соответствии с требованиями законодательства

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемые Гниденко положения приказа Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности» соответствую! нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - пункту 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а приказ, утвердивший Порядок выплаты специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, издан в пределах компетенции Директора ФСБ России, заявление Гниденко в части названных требований не подлежит удовлетворению.

Поскольку требования заявителя оставлены без удовлетворения, отсутствуют правовые основания для присуждения Гниденко понесенных по делу судебных расходов.

Руководствуясь статьями 194-199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

Гниденко

в удовлетворении заявления о

признании незаконным и недействующим приказа Директора ФСБ России от 5 октября 2005 года №588-ДСП «Об установлении специальной надбавки военнослужащим органов федеральной службы безопасности», за исключением статьи 1 этого Приказа, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Л.А. Королев

Статьи законов по Делу № ВКПИ08-77

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх