Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКПИ09-135

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 декабря 2009 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Соловьев Анатолий Иванович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ВКПИ09-135

от 21 декабря 2009 года

 

По мнению заявителя, данная формулировка ограничивает его права, как не состоящего на учете нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы, но учтенного в списках граждан, изъявивших желание для перемены места жительства в порядке переселения из закрытого военного городка.

Оспаривая законность п.6 вышеуказанного постановления Правительства РФ, заявитель указывает, что Правительство РФ не имело правомочий поручать Министерству обороны РФ совместно с другими министерствами подготовку проекта акта, регламентирующего порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.

В возражениях на заявление представители Правительства РФ и Министерства юстиции РФ просили в удовлетворении требований Ильменейкина отказать. »

В связи с ходатайством заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, гражданское дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в его отсутствие.

Представители Правительства РФ Акопян Г.Л., Исаева О.В., а также Министерства юстиции РФ Светличная С.Н. в суде возражали против удовлетворения требований Ильменейкина, заявив, что абз.2 п.2, п.6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года №902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах» и подп.«а» п.1 «Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы», утвержденных данным постановлением, не противоречат ст.ст.З, 4, абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ и прав заявителя не нарушают.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителю отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.

Согласно абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по

договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, данная норма указывает о праве военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, получить жилье в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства. Порядок же реализации данной нормы предписано определить Правительству РФ.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2008 года №902, отдельные нормы которого оспаривает заявитель, издано не во исполнение абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как это представляется Ильменейкину, а в целях стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами не всех, а некоторых категорий граждан, установленных законодательством.

В соответствии со ст.ст.13, 15, 20 Федерального Конституционного Закона «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, Правительство РФ осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, а также обеспечивает исполнение бюджета и социальные гарантии для военнослужащих.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (20082009 годы) названного постановления, Правительство РФ, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств в размере 21.000 миллиона рублей Министерству обороны РФ на обеспечение жильем военнослужащих и 11.601 миллионов рублей для граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы подпадают под действие приятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений.

Данным постановлением также утверждены «Правила приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы», подп.«а» п.1 которых указывает, что названные правила определяют порядок приобретения Министерством обороны

РФ и подведомственным Министерству регионального развития РФ федеральным государственным учреждением «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» квартир в многоквартирных домах для последующего их предоставления, в том числе вышеуказанной категории лиц.

Ссылка заявителя на ст.ст.З, 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и на ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, которым якобы противоречат абз.2 п.2 постановления Правительства от 4 декабря 2008 года №902 и подп.«а» п.1 «Правил...», утвержденных этим же постановлением, является беспредметной.

Указанные законодательные нормы определяют гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, правовые основы статуса военнослужащих, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и в прямой постановке не регулируют вопросы стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами в многоквартирных домах граждан, уволенных с военной службы, как это детально прописано в указанном постановлении Правительства РФ.

Таким образом, приведенные нормы постановления Правительства РФ не соотносятся ни с ст.ст.З, 4 и абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ни с чЛ ст.51 Жилищного кодекса РФ, и им не противоречат, поскольку не регламентируют порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по социальному найму.

Что же касается права на выбор места жительства самого Ильменейкина П.В., то оно постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2008 года №902 также не регламентируется, поскольку, как видно из представленных материалов, он состоит на учете нуждающихся в отдельных списках граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с подп.«б» п.5 «Правил...», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153.

Утверждение заявителя о незаконности п.6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года №902 безосновательно.

В соответствии со ст.23 Федерального Конституционного Закона «О Правительстве РФ» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

При этом, согласно п.9 и подп.30 п. 10 «Положения о Министерстве обороны РФ», утвержденного указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082, Министр обороны РФ подчиняется непосредственно Президенту РФ и Председателю Правительства РФ. Он представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В этой связи оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 252 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Ильменейкина П В| о признании абз.2 п.2, п.6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года №902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах» и подп.«а» п.1 «Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы», утвержденных данным постановлением, недействующими и противоречащими ст.ст.З, 4, абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, ч.1 сл\51 Жилищного кодекса РФ, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения. .

Судья Верховного Суда

Российской Федерации А.И. Соловьев

Статьи законов по Делу № ВКПИ09-135

ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Производство по делу

Загрузка
Наверх