Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 3
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКПИ09-75

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 июня 2009 г., Определение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Крупнов Игорь Владимирович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №ВКПИ09-75

от 19 июня 2009 года

 

зацев 2 и 3 пункта 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80,

 

В обоснование заявления Ильменейкин указал, что оспариваемые положения Инструкции противоречат статье 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договору социального найма предоставляются органами местного самоуправления по месту жительства граждан.

В связи с этим заявитель полагает, что придание вышестоящему командиру права принимать иное решение жилищного вопроса в отношении военнослужащего и возложение на жилищную комиссию обязанности готовить и представлять на утверждение командира воинской части предложения по распределению между военнослужащими жилья противоречит ЖК РФ, не входит в компетенцию Министра обороны по изданию нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие жилищные отношения, а содержащиеся предписания в оспариваемых нормах являются неконкретными, юридически неопределенными и могут быть применены командованием расширительно для распределения жилья в собственность и не по месту военной службы военнослужащих.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.

В возражениях на заявление представители Министра обороны Российской Федерации Балкжин С.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахвер-диева Л.Р., указывая на соответствие оспариваемых положений Инструкции действующему законодательству и правомочие Министра обороны Российской Федерации организовывать деятельность жилищной комиссии воинской части и гарнизона, просили суд в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании представители Министра обороны Российской Федерации Балкжин С.А., Кордюков СЮ. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. требования Ильменейкина не признали и просили отказать в удовлетворении заявления, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в возражениях.

Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Балкжина С.А. и Кордюкова С.Ю., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора 4 Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Космодемьянского А.В., полагавшего необходимым заявление Ильменейкина оставить без удовлетворения, Военная коллегия находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, на основании пункта 6 статьи 12 ЖК РФ отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, оно осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных за-

конов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Изложенное указывает на наличие у Министра обороны Российской Федерации права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за этим ведомством, в том числе устанавливать орган, на основании решения которого военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), предоставляются жилые помещения.

Вышеуказанное право издания нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации реализовано путем утверждения приказом от 15 февраля 2000 года № 80 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2000 года за № 2260 и 26 июня 2000 года опубликован в установленном действующим законодательством порядке в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за № 26.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции распределение жилых помещений военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), возложено на жилищные комиссии, которые создаются в гарнизонах и воинских частях в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях.

Согласно Примерному положению о жилищных комиссиях, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно абзацу 2 пункта 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

Содержание оспариваемой нормы Инструкции во взаимосвязи с вышеназванными положениями ЖК РФ и нормативных правовых актов показывает, что установление Министром обороны Российской Федерации указанного порядка распределения военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилого помещения отнесено к его компетенции, не противоречит ЖК РФ и не нарушает прав военнослужащих.

Не противоречит действующему законодательству и возложение на командира воинской части обязанности по руководству деятельностью жилищной комиссии.

Более того, закрепив в абзаце 3 пункта 37 Инструкции положение о принятии начальником гарнизона решения о распределении жилых помещений между военнослужащими воинской части в случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией указанной воинской части по вопросу распределения жилых помещений, Министр обороны установил дополнительную гарантию соблюдения жилищных прав военнослужащих. Названное разъяснение также дано в рамках предоставленных Министру обороны полномочий и не противоречит ЖК РФ.

К тому же, решение о распределении жилых помещений начальник гарнизона принимает по представлению гарнизонной жилищной комиссии.

Из изложенного следует, что оспариваемые Ильменейкиным абзацы пункта 37 Инструкции направлены на организацию деятельности жилищных комиссий, должностных лиц воинских частей, гарнизонов, округов (флотов) по распределению жилья среди военнослужащих, в связи с чем содержащиеся в них положения не могут быть признаны противоречащими статье 57 ЖК РФ и нарушающими право заявителя на жилище.

При этом военнослужащему, во всяком случае, гарантируется вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на судебное обжалование решений жилищной комиссии и действий должностного лица, утвердившего это решение.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, понесенные Ильменейкиным судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Ильменейкина [скрыто] о частич-

ном признании недействующими с момента издания абзацев 2 и 3 пункта 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, в части наличия у начальника гарнизона права принимать решение 6 распределении жилых помещений между военнослужащими воинской части в случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией указанной воинской части по вопросу распределения жилых помещений ввиду противоречия этого положения ЖК РФ, а также отсутствия полномочий у Министра обороны Российской Федерации регулировать спорные правоотношения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Председател ьствующий: Судья Верховного Суда Российской Федерации

И.В. Крупное

Статьи законов по Делу № ВКПИ09-75

Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
ЖК РФ Статья 5. Жилищное законодательство
ЖК РФ Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Производство по делу

Загрузка
Наверх