Дело № ГКПИ07-1019

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 октября 2007 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ07-1019

г. Москва

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.

при секретаре Якиной К.А.

с участием прокурора Кротова В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернявской Татьяны Сергеевны, Чернявской Ирины Анатольевны о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 306,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту Правила). Постановление официально опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 29.05.2006 г., №22, ст.2338.

Абзацем 2 пункта 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования многоквартирного дома, являющегося общей собственностью, в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь определяется исходя из 7 кВт*ч в месяц на одного человека.

Чернявская Т.С. и Чернявская И.А. обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, ссылаясь на то, что установление данного норматива в кВт*ч на человека противоречит статье 249 Гражданского Кодекса РФ и части 2 статьи 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которым доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В связи со вступлением в действие оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306 норматив расхода электрической энергии электрооборудованием, являющимся общим имуществом в многоквартирном доме, для их семьи, состоящей из 3-х человек, увеличился с 5 кВт*ч (из расчета с квартиры в месяц) до 21 кВт*ч (из расчета 7 кВт*ч с человека в месяц), переплата составила за 8 месяцев 183 рубля.

В судебном заседании представитель заявителей Дудкин С.А. уточнил заявленные требования, просил признать недействующим абзац 2 пункта 25 Приложения к Правилам.

Представители Правительства РФ Екимова Н.А., Гордеев Д.П. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемый заявителями нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему гражданскому и жилищному законодательству РФ и охраняемых законом прав заявителей не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Суд считает необоснованным утверждение заявителей о том, что оспариваемый нормативный акт устанавливает расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оспариваемые заявителями Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ и определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В силу ч.2,3 ст. 39 ГК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. №491 и регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).

Таким образом, несостоятельными являются доводы заявителей о противоречии оспариваемой нормы статье 249 Гражданского Кодекса РФ и части 2 статьи 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы федерального закона не регулируют вопросы оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с оспариваемыми Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п.2).

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3,4).

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п.30).

Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).

В соответствии с пунктами 24,25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

Как пояснили представители заинтересованных лиц в судебном заседании, 7 кВт*ч - это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплутационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 года №283. Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, т.к. используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе -расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт не устанавливает нормативы, а регламентирует порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт*ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

В связи с чем необоснованными суд считает ссылки заявителей на то, что приведенный в п.25 норматив установлен без учета степени благоустройства многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в указанной заявителями части требованиям ГК РФ и ЖК РФ не противоречит, каких-либо правовых оснований для признания его незаконным в этой части не имеется

Оспариваемое положение прав заявителей не нарушает, поскольку единое регулирование вопросов оплаты электроэнергии в жилых помещениях, не имеющих приборов учета на всей территории РФ соответствует принципу равенства обязанностей граждан в жилищной сфере и принципам разумности и справедливости, установленным ст.6 ГК РФ, а именно разумности и справедливости.

И, кроме того, в случае несогласия заявителей с установленными нормативами, решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другом} нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

Заявление Чернявской Татьяны Сергеевны, Чернявской Ирины Анатольевны о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 306 -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ07-1019

ГК РФ Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии
ГК РФ Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей
ГК РФ Статья 249. Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ЖК РФ Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх