Дело № ГКПИ07-509

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 июня 2007 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июня 2007 г.

г.Москва

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.

при секретаре Якиной К.А.

с участием прокурора Кротова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коновалова Ивана Владимировича о признании частично недействующим пункта 11 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17,

 

установил:

Коновалов И.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, поданным его законным представителем - Коноваловым В.И., об оспаривании пункта 11 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (далее - Разъяснение), утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. № 17, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 г. за № 4554, в части, устанавливающей, что причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В обоснование своего требования заявитель указывает на то, что ограничение круга лиц, которым определяется причина инвалидности с такой формулировкой, только категорией граждан, перечисленных в пункте 2 части первой статьи 13 названного Закона, не соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, поскольку ставит в неравное с ними положение граждан, указанных в других пунктах части первой этой же статьи Закона, не позволяет установить ему, являющемуся инвалидом с детства в связи с генетическими последствиями радиационного воздействия вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, причину инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своих возражениях ссылается на то, что в оспариваемом пункте отражены нормы части первой статьи 13 Закона, в пункте 2 которой определен круг лиц, которые признаются инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Представитель заявителя Коновалов В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемая норма не позволяет его сыну, Коновалову И.В., получать по достижении им 18 лет в связи с инвалидностью возмещение вреда и меры социальной поддержки в том же объеме, в каком их получают граждане, перечисленные в пункте 2 части первой статьи 13 Закона.

Выслушав объяснения законного представителя заявителя Коновалова В.И., представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кузнецовой Е.А., Шароновой В.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации Мокровой Е.А., проверив оспариваемую норму на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в пунктах 1-12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом в пункте 2 названы инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

В остальных пунктах части первой статьи 13 Закона перечислены иные категории граждан, признаваемых подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и имеющих в связи с этим право на возмещение вреда и меры социальной поддержки в зависимости от той категории, в которую они входят.

Согласно пункту 11 Разъяснения причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данное разъяснение полностью соответствует требованиям части первой статьи 13 Закона, поскольку именно в пункте 2 части первой этой статьи определен круг лиц, признаваемых инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Необоснованной является ссылка заявителя на нарушение конституционного принципа равенства, который не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям. Дифференциация причин инвалидности в зависимости от категории, к которой отнесены граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, основана на вышеназванной статье Закона, не признанной неконституционной.

Требования заявителя, по сути, сводятся к устранению различий в правовом статусе граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и ставших инвалидами, что противоречит нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пункт 11 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 1 не противоречит указанному Закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Коновалова Ивана Владимировича отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ07-509

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх