Дело № ГКПИ07-527

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 августа 2007 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Зайцев Владимир Юрьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ07-527

г. Москва

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Селяниной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Братусева Игоря Олеговича об оспаривании пунктов 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396,

 

установил:

пунктами 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 (далее - Правила) предусмотрено, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания.

Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, осуществляется Государственной инспекцией по месту их фактического проживания.

Братусев И.О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими вышеприведенных предписаний

Правил в части, препятствующей ему в свободном выборе места приема квалификационных экзаменов, выдачи, замены водительского удостоверения.

В заявлении указано, что в связи с истечением срока действия водительского удостоверения право Братусева И.О. на управление транспортными средствами будет прекращено и он не сможет по назначению пользоваться принадлежащим ему транспортным средством до замены водительского удостоверения по месту постоянной регистрации в г. Пятигорске, так как по месту пребывания в г. Москве он не зарегистрирован. Оспариваемыми нормами Правил реализация права собственности гражданина на транспортное средство необоснованно ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него регистрации по месту жительства и по месту пребывания, а получение права на управление транспортными средствами при наличии такой регистрации ограничивается местом регистрации. Ограничение в получении права на управление транспортными средствами местом регистрации при ее наличии вынуждает гражданина для приобретения данного права передвигаться к месту регистрации, чем нарушается его право свободно передвигаться по своему усмотрению.

По мнению Братусева И.О., Правила в оспариваемой части не соответствуют Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку не предусматривают порядка свободного выбора гражданином места приема квалификационных экзаменов, выдачи, замены водительского удостоверения.

В судебном заседании заявитель поддержал свое требование и просил о его удовлетворении в полном объеме.

Представители Правительства Российской Федерации Шакиров Ю.К., Марьян Г.В. и Прошунин А.В. заявление Братусева И.О. не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что пункты 12 и 13 Правил соответствуют действующему законодательству и прав заявителя не нарушают. Пояснили также, что оспариваемые нормы в полной мере обеспечивают реализацию прав граждан на допуск к квалификационным экзаменам и получение водительских удостоверений как по месту жительства или пребывания, подтвержденному регистрацией, так и по месту фактического проживания при отсутствии регистрации. Действующий порядок выдачи и замены водительских удостоверений позволяет осуществлять их систематизированный учет, проверять их подлинность, а также дает возможность сократить сроки выдачи удостоверений.в интересах граждан. Кроме того, выдача и замена водительских удостоверений по зарегистрированному месту жительства или пребывания граждан позволяет пресечь случаи получения более одного водительского удостоверения в различных субъектах Российской Федерации, а также способствует своевременному обнаружению лиц, находящихся в розыске.

Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Братусева И.О. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) закреплено, что его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона граждане Российской Федерации, достигшие установленного возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 27 Закона право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 данного Закона.

Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, которым утверждены Правила, видно, что оно принято на основании статьи 27 Закона.

Таким образом, утверждая оспариваемый нормативный правовой акт, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему Законом полномочий.

Перечислив в Законе условия получения гражданами Российской Федерации права на управление транспортными средствами и делегировав Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, федеральный законодатель не предусмотрел нормы, предоставляющей гражданам право сдавать квалификационные экзамены и получать водительское удостоверение в любом (по их выбору) подразделении Государственной инспекции.

Следовательно, выполняя поручение законодателя, Правительство Российской Федерации вправе было закрепить в пункте 12 Правил норму о том, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания.

Поскольку данный порядок не может быть реализован в отношении граждан, не зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, в пункте 13 Правил определено, что прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений осуществляются по месту фактического проживания этих граждан.

Тем самым обеспечивается равное право на допуск к квалификационным экзаменам, выдачу и замену водительских удостоверений всех граждан, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания.

В связи с изложенным довод заявителя о том, что оспариваемыми нормами реализация права собственности гражданина на транспортное средство необоснованно ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него регистрации по месту пребывания и по месту жительства, не может быть признан состоятельным.

Содержание Правил в оспариваемой части согласуется и с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Согласно статье 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Обязанность по регистрации, в том числе по месту пребывания, в полной мере лежит и на заявителе. Неисполнение гражданином такой обязанности не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых норм Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

Братусеву Игорю Олеговичу в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ07-527

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх