Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ГКПИ08-1504

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 августа 2008 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ08-1504

11 августа 2008 года

г. Москва

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Н.К. Толчеева

при секретаре К.А. Якиной

с участием прокурора Л.Е. Степановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисова Юрия Борисовича о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 года № 1102,

УСТАНОВИЛ:

Абзацем пятым пункта 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. № 1102, к числу основных функций Управления отнесено своевременное рассмотрение обращений граждан, а также их направление для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации, в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ю.Б. Борисов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца пятого пункта 4 Положения недействующим в той мере, в которой изложенная в нем норма, по его мнению, позволяет Управлению Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан отказываться от рассмотрения по существу поднимаемых в обращениях граждан Российской Федерации вопросов в случае, когда их решение входит в компетенцию Президента Российской Федерации, и направлять поступившие обращения на рассмотрение в государственный орган, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

В обоснование своего требования заявитель сослался на то, что дважды обращался к Президенту Российской Федерации с жалобой на существенные и систематические нарушения Министерством обороны Российской Федерации условий заключенного с ним контракта о прохождении военной службы, оба его обращения были направлены на рассмотрение по компетенции в Министерство обороны Российской Федерации со ссылкой на оспариваемую им норму Положения, не соответствующую требованиям части 6 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», запрещающей направлять жалобу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В судебном заседании Ю.Б. Борисов поддержал свое требование, обосновывая его вышеприведенными доводами.

Помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И. Брычева, уполномоченная представлять письменные объяснения в суды общей юрисдикции, в том числе по заявлениям об оспаривании актов Президента Российской Федерации, в письменных возражениях на заявление указала на то, что в связи с отсутствием у Президента Российской Федерации и его Администрации полномочий по разрешению споров, связанных с прохождением военной службы по контракту, обращение Ю.Б. Борисова по вопросу нарушения условий заключенного с ним контракта о прохождении военной службы было направлено в Министерство обороны Российской Федерации, а повторное обращение - и в Главную военную прокуратуру, осуществляющую надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления. Считает абзац пятый пункта 4 Положения соответствующим требованиям части 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Президента Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела и оценив оспариваемую правовую норму на её соответствие федеральному закону, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Е. Степановой, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации; в состав Администрации входят управления Президента Российской Федерации, положения о них утверждает Президент Российской Федерации (пункты 1,3,7 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 (в редакции от 20 марта 2007 г.).

Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, согласно пунктам 1, 3 Положения о нем, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. № 1102, является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, одной из основных задач Управления является обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.

В пункте 4 Положения определены основные функции указанного Управления, в состав которых абзацем пятым включено: своевременное рассмотрение обращений граждан; направление обращений для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации; направление обращений в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

По своему содержанию абзац пятый пункта 4 Положения соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статья 5 которого наделяет гражданина при рассмотрении его обращения правом получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Статье 5, закрепляющей права гражданина при рассмотрении обращения, корреспондирует часть 3 статьи 8 того же Федерального закона, согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Абзац пятый пункта 4 Положения, вопреки утверждению заявителя, не допускает переадресацию обращений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента Российской Федерации, не позволяет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Данная норма, определяя основные функции Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан Российской Федерации, не ограничивает права граждан при рассмотрении обращений, закрепленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не исключает и не изменяет порядка рассмотрения обращений граждан, установленного этим Федеральным законом.

Ссылка Ю.Б. Борисова на то, что его обращения к Президенту Российской Федерации по вопросу, связанному с нарушением условий контракта о прохождении военной службы, были необоснованно направлены в Министерство обороны Российской Федерации, решение и бездействие которого им обжаловались, не имеет правового значения по настоящему гражданскому делу, рассматриваемому в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

В случае несогласия с принятым по обращению решением или действием (бездействием) заявитель не лишен возможности оспорить это решение (действие, бездействие) в суд (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего рассматриваются судами в порядке главы 25 названного Кодекса с соблюдением правил подсудности гражданских дел.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Борисова Юрия Борисовича о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 года № 1102, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ08-1504

Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
Статья 83. Президент Российской Федерации:
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх