Дело № ГКПИ09-1296

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 октября 2009 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Романенков Николай Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ09-1296

28 октября 2009 года

г. Москва

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова

при секретаре В.О. Александрове

с участием прокурора А.В. Федотовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фурмана Дмитрия Даниловича о признании частично недействующими подпункта «е» пункта 19 и подпункта «в» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее Правила).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 19 Правил, определяющих порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы, для участия в подпрограмме граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают ряд документов, среди которых должна быть выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Порядок организации работы по выдаче сертификатов в пункте 44 Правил предусматривает, что для получения сертификата гражданин -участник подпрограммы представляет необходимые документы, в том числе и выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета (подпункт «в»).

Гражданин Фурман Д.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта «е» пункта 19 и подпункта «в» пункта 44 Правил. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и нарушают его права на получение жилищной субсидии как жителя ликвидируемого посёлка.

В суде Фурман Д.Д. поддержал заявленные требования и пояснил, что он проживал в посёлке Отрожный Анадырского района, который был ликвидирован. В соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» он имеет право на получение жилищной субсидии. Однако стать участником Подпрограммы и получить государственный жилищный сертификат он не может, поскольку положения подпункта «е» пункта 19 и подпункта «в» пункта 44 Правил предусматривают представление выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, которые для граждан, ликвидированных поселков, невозможно получить по объективным причинам (отсутствие уполномоченных на то органов).

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2009г. № СС-П9-5470).

Представители Правительства РФ Акопян Г.Л., Бабарицкий А.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан на получение жилищных субсидий.

Выслушав объяснения Фурмана Д.Д., представителей Правительства РФ Акопян Г.Л., Бабарицкого А.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение порядка предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (статья 10).

Правительство Российской Федерации постановлением от 21 марта 2006 г. № 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Данный нормативный правовой акт опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» № 13, 27.03.2006, «Российской газете» № 69, 05.04.2006; действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 октября 2007г. №681, от 10 апреля 2008г. № 257, от 8 мая 2009г. № 408.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

К порядку предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии относятся формирование списков граждан - участников подпрограммы, организация работы по выдаче сертификатов, порядок оплаты приобретаемого жилого помещения.

Правительство Российской Федерации установило перечень документов, которые должны быть представлены гражданами, выезжающими из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажаработы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет при наличии ряда условий за гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1) и не допускает отказ гражданину в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по мотиву отсутствия выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, которые не могут быть предоставлены гражданами по независящим от них причинам (ликвидация в установленном порядке населённого пункта). В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение государственного жилищного сертификата в судебном порядке одновременно с установлением фактов, имеющих юридическое значение (прибытие и проживание в ликвидированных поселках в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату, установленную Федеральным законом).

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующих требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Фурмана Дмитрия Даниловича о признании частично недействующими подпункта «е» пункта 19 и подпункта «в» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ09-1296

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх