Дело № ГКПИ09-1481

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 декабря 2009 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ09-1481

16 декабря 2009 года

г. Москва

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Грачевой О.С.,

с участием прокурора Кротова В.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорошенко Анатолия Алексеевича о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»,

установил:

пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» установлено, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно - штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

Дорошенко А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной правовой нормы недействующей в части, предписывающей засчитывать в трудовой стаж срок военной службы гражданам, уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Заявитель мотивировал свои требования тем, что оспариваемая норма, ограничивающая указанными основаниями увольнения военнослужащего из рядов Вооруженных сил Российской Федерации его право на зачет срока военной службы в трудовой стаж для получения процентной надбавки к оплате труда, противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», которые не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора. По мнению заявителя, в данном случае имеет место применение к работнику, уволенному с военной службы за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях. Указывает на то, что с 29 апреля 1997 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части 26808 в г. Североморске Мурманской области, 13 июля 2005 г. был уволен с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением им условий контракта), 1 августа 2005 г. был принят на работу водителем автомобиля в эту же войсковую часть, однако размер процентной надбавки к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях был установлен ему без учета имевшегося у него стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Заявитель в судебное заседание, о месте и времени которого извещен надлежащим образом, не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 2 ноября 2009 г., считает, что оспариваемое заявителем положение фактически воспроизводит норму пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», применяемую в нормативном единстве с пунктом 3.1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с чем в удовлетворении заявления просит отказать.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Сусловой М.В. и Шкулевой О.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.

Право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях, предусмотрено статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действие которых распространяется на лиц, работающих по найму, то есть на основании трудового договора (статья 11 Кодекса, часть первая статьи 1 Закона).

Названные законодательные акты, как и принятые в их развитие другие нормативные правовые акты, определяющие порядок установления и исчисления трудового стажа для получения указанной процентной надбавки, не предусматривают включение срока военной службы в данный трудовой стаж.

Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены специальным законом -Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Абзацем четвертым пункта 5 статьи 23 указанного Федерального закона для граждан, уволенных с военной службы, предусмотрен зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.

Согласно абзацу десятому этого же пункта гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в трудовой стаж, предусмотрев право на зачет этого срока: при увольнении по любому основанию - если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года; при увольнении с военной службы по основаниям, перечисленным в абзаце десятом пункта 5 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - независимо от продолжительности перерыва.

Пунктом 3.1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 данной статьи, распространены права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Следовательно, на эту категорию граждан в полной мере распространяется действие абзаца десятого пункта 5 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяющего засчитывать срок военной службы в трудовой стаж независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу.

Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 692 фактически воспроизводит указанные законоположения. Признание этого пункта недействующим в оспариваемой части, как того просит заявитель, привело бы к снижению уровня социальных гарантий для граждан, уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Их право на зачет срока военной службы в трудовой стаж, необходимый для процентной надбавки, в этом случае не зависело бы от основания увольнения и было бы ограничено условием о поступлении на работу в годичный срок после увольнения с военной службы.

Довод в заявлении о том, что право на процентную надбавку зависит только от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а оспоренные положения подменяют понятие «стаж работы» на понятие «непрерывный стаж», является необоснованным. Законодательного акта, который во всех случаях позволял бы засчитывать срок военной службы в трудовой стаж для получения процентной надбавки, не имеется. Пункт 5 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливая гражданам, уволенным с военной службы, дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, более льготные условия зачисления срока военной службы в трудовой стаж для получения процентных надбавок к оплате труда (независимо от продолжительности перерыва) предусматривает только для граждан, уволенных по перечисленным в абзаце десятом этого пункта основаниям, в остальных случаях связывает право на зачет условием поступления на работу в течение одного года.

С учетом изложенного не имеется оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Дорошенко Анатолия Алексеевича о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ09-1481

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ТК РФ Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх