Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ГКПИ09-723

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 октября 2009 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Зайцев Владимир Юрьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ09-723

27 октября 2009 года

г. Москва

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Ю. Зайцева,

при секретаре А.В. Степанищеве,

с участием прокурора А.В. Федотовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Комарова А.Н. об оспаривании распоряжения Совета Министров РСФСР от 30 октября 1991 г. № 1129-р, абзаца второго пункта 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 898,

установил:

распоряжением Совета Министров РСФСР от 30 октября 1991 г. №1129-р (далее - Распоряжение) в целях совершенствования экономических методов хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям Минсельхозпроду РСФСР по согласованию с Минфином РСФСР предоставлено право утверждать перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Минсельхозпрода РСФСР (пункт 1).

Установлено, что цены и тарифы на платные услуги утверждаются органами исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области и автономных округов (пункт 2).

Абзацем третьим пункта 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 898 (далее - Правила), предусмотрено, что к платным ветеринарным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комаров А.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных положений Распоряжения и Правил (заявитель ошибочно называет третий абзац пункта 2 Правил вторым) недействующими с 1 января 2005 г. В заявлении указано, что нормативные в оспариваемой части противоречат Закону Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», который в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не содержит норм, позволяющих учреждениям и организациям Государственной ветеринарной службы Российской Федерации оказывать платные государственные услуги, в том числе по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы мяса на убойном пункте, и нарушают право заявителя на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

В судебном заседании заявитель и его представитель Якубов Ш.М. поддержали заявленные требования и пояснили, что Распоряжение и Правила в оспариваемой части противоречат также пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и Закону Российской Федерации 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Представители Правительства Российской Федерации Бондарь А.В. и Калягина А.А. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что Распоряжение и Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и прав крестьянского (фермерского) хозяйства Комарова А.Н. не нарушают.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении требований, суд находит заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Комарова А.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» (далее - Закон) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Данной статьей осуществление государственного ветеринарного надзора названо в качестве одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации, направленных на достижение указанных целей.

Частями 1, 4 и 6 статьи 21 Закона установлено, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Согласно статье 15 Закона продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Из приведенных законоположений следует, что представление продукции животного происхождения организациями и гражданами на ветеринарно-санитарную экспертизу является обязательным условием их реализации и использования для пищевых целей.

Утверждая, что ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, должны оказываться индивидуальным предпринимателям бесплатно, заявитель ссылается на пункт 4 статьи 5 Закона, предусматривающий, что финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии, определенных статьей 3 Закона, различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Статья 3 Закона разграничивает полномочия в области ветеринарии между Российской Федерацией и ее субъектами. Следовательно, норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 5 Закона, устанавливая порядок финансового обеспечения полномочий в области ветеринарии, в силу которого финансирование полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации, осуществляется из федерального бюджета, а полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, - из бюджета субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о том, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы должно осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов, а не организаций и граждан, по инициативе которых она проводится. Закон не содержит положений, освобождающих граждан и организаций от внесения платы за проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения и, соответственно, не возлагает на учреждения Государственной ветеринарной службы Российской Федерации обязанность провести такую экспертизу за свой счет.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации входят уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. Пунктом 1 статьи 120 ГК РФ определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (абзац второй пункта 3 статьи 50 ГК РФ).

С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии Распоряжения и Правил Закону и подпункту «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором дано понятие «функций по оказанию государственных услуг», являются несостоятельными.

Утверждение заявителя о несоответствии Правил в оспариваемой части Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» нельзя признать обоснованным. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). Таким образом, Правительство Российской Федерации имело полномочия на утверждение Правил и закрепление в них оспариваемой нормы о том, что к платным ветеринарным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения.

При этом указанное положение Правил не нарушает прав заявителя, поскольку не распространяется на граждан, для которых необходимость проведения ветеринарно-санитарной экспертизы связана с осуществлением предпринимательской деятельности. Так, пунктом 1 Правил определено, что они регулируют отношения, возникающие между потребителями (то есть гражданами, имеющими намерение заказать либо заказывающими, приобретающими или использующими ветеринарные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг. Заявитель заказывает ветеринарные услуги в целях осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем Правила в данном случае на него не распространяются.

Законом РСФСР от 3 августа 1979 г. «О Совете Министров РСФСР», действовавшим на момент принятия Распоряжения, устанавливалось, что Совет Министров РСФСР - Правительство РСФСР - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР. Совет Министров РСФСР был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению РСФСР, включая осуществление финансовой политики, проведение единой политики цен и совершенствование системы цен. Совет Министров РСФСР в случае необходимости мог передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входивших в его компетенцию, Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, министерствам и государственным комитетам РСФСР, другим подведомственным ему органам. Совет Министров РСФСР на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, законов РСФСР, иных решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР издавал постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР являлись обязательными к исполнению на всей территории РСФСР, всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами (статьи 1,6, 10).

Приведенные нормы Закона РСФСР «О Совете Министров РСФСР» позволяют прийти к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Пунктами 1, 3 постановления Совета Министров РСФСР от 3 апреля 1959 г. № 546 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Совета Министров РСФСР» предусматривалось, что постановления Совета Министров РСФСР, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, публикуются в «Собрании постановлений Правительства РСФСР», издаваемом Управлением Делами Совета Министров РСФСР. Распоряжения Совета Министров РСФСР вступали в действие с момента их принятия и опубликованию в «Собрании постановлений Правительства РСФСР» не подлежали. Следовательно, Распоряжение, принятое до издания Указа Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. № 302 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», не может быть признано недействующим на том основании, что оно не опубликовано в «Собрании постановлений Правительства РСФСР». Распоряжение опубликовано в изданиях «Социально-правовые основы ветеринарной деятельности в России. Сборник нормативных актов и образцов документов» (СПб.: Лениздат, 1995, тираж 10 000 экз.), «Ветеринарное законодательство» (том 1 , Москва, 2002, тираж 5000 экз.).

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,

решил:

главе крестьянского (фермерского) хозяйства Комарову А.Н. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ09-723

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
ГК РФ Статья 120. Учреждения
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх