Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ГКПИ10-1499

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 января 2011 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ10-1499

от 12 января 2011 года

 

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307,

 

установил:

 

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г . № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Пунктом 2 Правил установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, а пунктом 3 - при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

Щербаков М.Д. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации подпункт 3 пункта 2 Правил, согласно которому размер платы за отопление в ьтом жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле 8, и подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил, предусматривающие соответственно, что размер платы за отопление в

i-том жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета (руб.), 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле 10; размер платы за отопление в i-том жилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителями (руб.), 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле 11.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения, допускающие проведение исполнителем корректировок платы за предоставляемые коммунальные услуги (1 раз в квартал или год), противоречат статьям 155, 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый собственник или наниматель жилья обязан платить за потребленные коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета или по установленным нормативам. Считает, что указанные положения обязывают граждан дополнительно (1 раз в квартал или год) вносить плату за непотребленные коммунальные ресурсы, способствуют получению сверхдоходов монополистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заставляют добросовестных плательщиков расплачиваться за лиц, не исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг.

В дополнительном заявлении Щербаков Д.М. обращает внимание на противоречия отдельных положений Правил и просит дать им оценку, не требуя признания недействующими каких-либо конкретных норм; ходатайствует о рассмотрении дела без его участия.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя Министерства регионального развития Российской Федерации, представляющего интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 7 декабря 2010 г. № ВВ-П9-8358, Нечаева М.В., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых норм недействующими.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., № 23.

Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год

(Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.

Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.

Подпункт 3 пункта 2, подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил, оспариваемые заявителем, предусматривают периодическую корректировку исполнителем платы по изложенным в них формулам 8, 10, 11. Из содержания всех этих формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.

Расчет размера платы производится на основе утвержденного тарифа на тепловую энергию, в связи с чем довод заявителя о получении в результате корректировки сверхдоходов монополистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства не соответствует действительности.

Необоснованно и утверждение о том, что оспариваемыми нормативными положениями на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате долгов лиц, не оплативших за коммунальные услуги. Размер задолженности указанных лиц не входит в состав показателей, учитываемых в соответствии с утвержденными формулами при корректировке размера платы за отопление.

Лишена правовых оснований и ссылка заявителя на включение в состав платы сверхнормативных потерь коммунальных ресурсов по вине их поставщиков, то есть ресурсоснабжающих организаций. Границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающих организаций, в том числе за сверхнормативные потери, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491). При корректировке же размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. № ГКПИ-1770 подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги. Правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил.

Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов заявителя не нарушают, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования о признании этих норм недействующими надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Щербакова [скрыто] о

признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.К. Толчеев

Статьи законов по Делу № ГКПИ10-1499

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ЖК РФ Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
ЖК РФ Статья 156. Размер платы за жилое помещение
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

Производство по делу

Загрузка
Наверх