Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ГКПИ10-476

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 7 июня 2010 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Романенков Николай Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ10-476

от 7 июня 2010 года

 

при секретаре Александрове В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17 апреля 2007 г. (в целом и пункта 10),

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, (далее - Инструкция) определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве; выполнения указания прокурора о проведении ОРМ; исполнения требования

заявлению Колобанова

о признании недействующей

 

установил:

 

суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144, 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (приложение № 2), утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

Гражданин Колобанов A.B. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Инструкции в целом и пункта 10. Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт издан в нарушение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Кроме того, абзац первый пункта 10 Инструкции допускает представление результатов ОРД следователю неуполномоченным должностным лицом, что противоречит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, по представлению результатов ОРД следователю заместителем начальника УФСКН России по Красноярскому краю в отношении него было возбуждено уголовное дело.

Колобанов A.B. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители МВД России Соловьев И.Н., Иванов И.С., Марьян Г.В., ФСБ России Чуриков СВ., Кравченко А.Е., ФСО России Павлов Г.Л., ФТС России Наумов A.A., Колобов М.А., Хамраева О.Д., СВР России Пастухов A.C., ФСИН России Семякин Г.Н., ФСКН России Добкина Е.А., Катыков Д.В., Минобороны России Балюкин С.А., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Отводов A.B. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правого акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федеральных органов государственной власти и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (часть третья статьи 11).

Во исполнение требований Федерального закона приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 368, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 185, Федеральной службы охраны Российской Федерации № 164, Федеральной таможенной службы № 481, Службы внешней разведки Российской Федерации № 32, Федеральной службы исполнения наказаний № 184, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 97, Министерства обороны Российской Федерации № 147 от 17 апреля 2007 г. утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Данный нормативный правовой акт согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 мая 2007 г., регистрационный номер 9407 и опубликован в «Российской газете» № 101, 16 мая 2007 г.

Утверждение Колобанова A.B. о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в нарушение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, поскольку в нем отсутствует указание о признании утратившей силу Временной инструкции о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, является ошибочным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Согласно абзацу четвертому пункта 7 названных Правил положения об изменении или о признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.

До вступления в силу оспариваемой Инструкции уполномоченные федеральные органы исполнительной власти при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд руководствовались Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56, которая утратила силу.

Временная инструкция о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд была утверждена приказом ФСКН России от 12 мая 2006 г. № 147. Указанный нормативный

правовой акт не являлся совместным (межведомственным) и поскольку приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 утверждена новая Инструкция, Временная инструкция в соответствии с приказом ФСКН России от 3 мая 2007 г. № 126 признана утратившей силу.

Пункт 10 Инструкции предоставляет право руководителям органа, осуществляющего ОРД (начальнику или его заместителю) утверждать постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Федеральный закон определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности предполагает, что ее результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства (статья 11).

В статье 13 Федерального закона установлен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, службы внешней разведки Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Одной из категорий должностей являются руководители. Категория руководители включает должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений.

Военная служба в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» является особым видом федеральной государственной службы.

Следовательно, указание в пункте 10 Инструкции о полномочиях руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя) утверждать постановление о представлении результатов ОРД дознавателю,

органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144, 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу, соответствует требованиям федерального законодательства.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, приняты компетентными федеральными органами государственной власти и не нарушают права и свободы граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, заявление Колобанова А.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Колобанова Щ |В Що признании недействующей

Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИН России № 184, ФСКН России № 97, Минобороны России № 147 от 17 апреля 2007 г. (в целом и пункта 10), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Статьи законов по Делу № ГКПИ10-476

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх