Дело № ГКПИ11-1567

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 октября 2011 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Романенков Николай Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ11-1567

от 10 октября 2011 года

 

при секретаре Александрове В.О.

приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 540 «Об отмене приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и от 3 марта 2010 г. № 122 «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», в части исключения из ЕКС должности врача-интерна,

 

установил:

 

Гражданка Пыстина СВ. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приказа

Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 540 «Об отмене приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и от 3 марта 2010 г. № 122 «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», в части исключения из ЕКС должности врача-интерна. Как указывает Пыстина СВ. ,она работала в ГУ РК «Патологоанатомическое бюро» в должности врача-интерна патологоанатома с 1 сентября 2010 г. по 31 августа 2011 г., но работодатель не внес записи в ее трудовую книжку и не произвел оплату ее труда. Заявитель считает, что оспариваемые приказы противоречат действующему законодательству, в частности, Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании», Закону Российской Федерации «Об образовании», Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и нарушают ее права на оплату труда врача-интерна.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Баулина Л.В., Петров СМ., Ерохина Ю.В., Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко В.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Пыстина СВ. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителей Минздравсоцразвития России Баулиной Л.В., Петрова СМ., Ерохиной Ю.В., Минюста России Бабченко В.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации квалификационные справочники должностей, профессий и специальностей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» полномочия по разработке и утверждению Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и

служащих были возложены на Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, Минздравсоцразвития России осуществляет полномочия по принятию Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный номер 18247, опубликован в «Российской газете» от 27 сентября 2010 г.

Доводы Пыстиной СВ. о том, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», в части исключения из ЕКС должности врача-интерна, противоречит федеральному законодательству, являются несостоятельными.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 56-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которыми послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (пункт 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Получение послевузовского профессионального образования предусмотрено Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования (пункт 7 статьи 6). Такой формой является интернатура как первичная годичная послевузовская подготовка для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования. Лица, обучающиеся в интернатуре медицинских высших учебных заведений, согласно пункту 1 статьи 18 названного Федерального закона, являются слушателями учреждений системы

послевузовского профессионального образования. По окончании интернатуры слушателям присваивается квалификация врача-специалиста.

В соответствии с пунктом 2 подраздела 1 «Общие положения» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС, утвержденного приказом Миндзравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 869, содержал квалификационную характеристику должности «врач-интерн», которая была исключена из ЕКС приказом № 541н. Исключение квалификационной характеристики должности «врач-интерн» произведено не произвольно, а с учетом норм, содержащиеся в пункте 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункте 7 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании».

Миндзравсоцразвития России, осуществляя полномочия по принятию ЕКС, правомерно приказом от 23 июля 2010 г. № 540 отменил свои приказы от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и от 3 марта 2010 г. № 122 «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Ссылки заявителя на Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденное приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. № 44, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Данный нормативный правовой акт бывшего Союза ССР применяется только в части не противоречащей Закону Российской Федерации «Об образовании» и Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании».

В статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 предусмотрено, что врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Вместе с тем, данная норма не свидетельствует о том, что ЕКС должен содержать квалификационную характеристику должности «врач-интерн», поскольку изменились правовые основы интернатуры.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Пыстиной [скрыто] о признании

недействующими приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 540 «Об отмене приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и от 3 марта 2010 г. № 122 «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», в части исключения из ЕКС должности врача-интерна, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Статьи законов по Делу № ГКПИ11-1567

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ТК РФ Статья 57. Содержание трудового договора

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх