Дело № ГКПИ11-2084

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 января 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Романенков Николай Семёнович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ11-2084

от 27 января 2012 года

 

судьи Верховного Суда Романенкова ^

при секретаре Александрове В.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт»),

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации Общероссийской ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт») в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, неустранением в срок, установленный федеральным органом государственной власти, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Ассоциации.

Как указывает заявитель, Общероссийская ассоциация общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт») создана 7 декабря 2001 г., зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2002 г. за учетным № 4132, включена в Единый государственный реестр юридических лиц 7 февраля 2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1037739484551. Ассоциация не соблюдает требования федеральных законов «Об общественных объединениях»

 

установил:

 

(статьи 6, 19, 29), «О некоммерческих организациях» (пункт 5 статьи 11, пункт 2 статьи 12, пункты 3 и 4 статьи 29).

В суде представители Министерства юстиции Российской Федерации Дьячкова Т.Ю., Соловых О.Г. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что по результатам проверки соответствия деятельности Ассоциации уставным целям и действующему законодательству было установлено, что Ассоциация не соблюдает положения действующего законодательства и собственного Устава. Минюст России вынес предупреждение и обязал Ассоциацию устранить нарушения в срок до 27 декабря 2010 г., чего не было сделано. Распоряжением Минюста России от 8 апреля 2011 г. № 706-р приостановлена деятельность Ассоциации на срок до 13 октября 2011 г., однако в течение установленного срока Ассоциация не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.

Представитель Общероссийской ассоциации общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт») Келлер И.И. возражал против удовлетворения требования о ликвидации Ассоциации и пояснил, что после получения акта проверки Ассоциация приступила к устранению выявленных нарушений, но из-за отсутствия финансовых средств не смогла провести заседание Конгресса Ассоциации и внести изменения в Устав. Распоряжение Минюста России от 8 апреля 2011 г. Ассоциация не получала, т.к. в октябре 2010 г. освободила занимаемое ею на безвозмездной основе помещение по адресу: г. Москва ул. Малая Пироговская д.5 офис 41 в знак протеста против вмешательства немецких чиновников в дела общественного движения.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Дьячковой Т.Ю., Соловых О.Г., «Ассоциации» Келлера И.И., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с приказом Минюста России от 13 июля 2010 г. № 165 в период с 9 по 28 августа 2010 г. Министерством юстиции Российской Федерации проведена плановая документальная проверка соответствия деятельности Ассоциации уставным целям и действующему законодательству (л.д. 36-37).

Из акта проверки деятельности Ассоциации следует, что деятельность Ассоциации соответствует уставным целям, но осуществляется с грубыми нарушениями действующего законодательства (л.д.63-68).

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 29). Постановлением Правительства Российской

Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 установлено, что общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (пункт 2).

В нарушение указанных законоположений Общероссийской ассоциацией общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт») не были представлены на проверку документы по утверждению финансового плана (сметы) по использованию имущества, а также отражающие источник формирования денежных средств за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы.

Доводы представителя Ассоциации Келлера И.И. о том, что Ассоциация не вела финансово-хозяйственную деятельность и не было необходимости представлять так называемые «нулевые отчеты», не свидетельствуют о соблюдении Ассоциацией требований законодательства.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица (статья 6). Из акта проверки следует, что Ассоциацией на проверку был представлен список коллективных членов и не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию в качестве юридических лиц членов Ассоциации. После получения предупреждения об устранении выявленных недостатков в срок до 27 декабря 2010 г. Ассоциация не предприняла никаких мер по их устранению, документы, подтверждающие государственную регистрацию в качестве юридических лиц членов Ассоциации, не представлены.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К ним Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности, относит сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из представленного на проверку протокола заседания Совета от 19 октября 2009 г. следует, что на должность председателя Совета на очередной срок был избран Келлер И.И. Ассоциация не проинформировала Минюст России об изменении сведений о лице, имеющем право действовать без

доверенности от ее имени, сведений об адресе, не представила необходимые документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В нарушение пунктов 14.1, 16.1 Устава не соблюдена периодичность заседаний Совета Ассоциации (не реже одного раза в полгода), не подтверждена деятельность контрольно-ревизионной комиссии, не представлены ее решения за 2007-2009 годы.

По результатам проверки установлено, что отдельные положения Устава Ассоциации противоречат действующему законодательству. В нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование Ассоциации не содержит указания на основной предмет деятельности ее членов. Уставом Ассоциации не предусмотрена субсидиарная ответственность членов в случае добровольного выхода из Ассоциации. Статья 14.3 Устава Ассоциации предусматривает, что открытие филиалов и представительств входит в компетенцию постоянно действующего руководящего органа - Совета, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления ассоциации - общего собрания. Статья 7 Устава юридического лица предусматривает исполнение Ассоциацией обязанностей в отношении регистрирующего органа (Федеральной налоговой службы), а не в отношении органа, принявшего решение о государственной регистрации (Министерства юстиции Российской Федерации), как предписывает статья 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает право органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения нарушений, которые должны составлять не менее одного месяца (часть 2 статьи 38).

Такое предупреждение вынесено Минюстом России в адрес Ассоциации 15 октября 2010 г. (л.д.71-72). Из объяснений председателя Совета Ассоциации Келлера И.И. в суде следует, что он получил как копию акта проверки, так и предупреждение.

В соответствии с частью первой статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, неустранение в

срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Допущенные нарушения по своему характеру являются достаточными для ликвидации общественного объединения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать Общероссийскую ассоциацию общественных объединений российских немцев «Содружество» («Гемайншафт»), учетный номер 4132, исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1037739484551.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

Статьи законов по Делу № ГКПИ11-2084

ГПК РФ Статья 194. Принятие решения суда
ГПК РФ Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 258. Решение суда и его реализация

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх