Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 10-АД14-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 апреля 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 10-АД14-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 апреля 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу законного представителя ЗАО «Ф.О.Н.», Хохлова И.В., на постановление мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова от 9 июня 2012 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 10 августа 2012 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 25 октября 2012 г., вынесенные в отношении ЗАО «Ф.О.Н.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова от 9 июня 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 10 августа 2012 г. и постановлением заместителя председателя Кировского областного суда от 25 октября 2012 г., ЗАО «Ф.О.Н.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель ЗАО «Ф.О.Н.» Хохлов ИВ. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова от 9 июня 2012 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 10 августа 2012 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 25 октября 2012 г., вынесенные в отношении ЗАО «Ф.О.Н.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с прекращением производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Хохлова И.В. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № ИЗО утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Согласно подпунктам «е» и «з» пункта 4 названного выше положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются: наличие у лицензиата зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и касс букмекерских контор (касс тотализаторов), а также соблюдение лицензиатом Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 441.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с 12 по 16 марта 2012 г. должностными лицами налогового органа проведена проверка соблюдения ЗАО «Ф.О.Н.» обязательных лицензионных требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, по адресу: г. Киров, ул. . По результатам проведённой проверки был составлен акт от 16 марта 2012 г. № 31-79/189, в котором перечислены выявленные нарушения этих требований.

20 апреля 2012 г. в отношении ЗАО «Ф.О.Н.» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором было указано на нарушение обществом подпунктов «е» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выразившееся в том, что ЗАО «Ф.О.Н.» не зарегистрировало в установленном законом порядке пункт приёма ставок тотализатора, расположенный по адресу: г. Киров, , а также ЗАО «Ф.О.Н.» не обеспечено соблюдение Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утверждённого Центральным банком Российской Федерации 12 октября 2011 г. № 373-П (пункты 1.8, 2.5, 3.1, 4.1, 5.1, 5.6 и 6.1), а именно: в расположенном по адресу: г. Киров, , подразделении не ведётся кассовая книга, 11 и 12 марта 2012 г. кассовые операции осуществлялись без оформления приходных и расходных кассовых ордеров при приёме и выдаче из кассы наличных денег, записи на основании приходных и расходных кассовых ордеров не вносились в кассовую книгу.

В ходе рассмотрения данного дела 9 июня 2012 г. мировой судья судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова пришёл к выводу о недоказанности факта нарушения ЗАО «Ф.О.Н.» подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

При этом по факту нарушения ЗАО «Ф.О.Н.» Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в отношении общества было вынесено постановление о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В ходе рассмотрения данного дела законный представитель и защитник ЗАО «Ф.О.Н.» указывали на то, что ЗАО «Ф.О.Н.» соблюдает предусмотренные законодательством требования при работе с наличными денежными средствами, в обоснование чего были представлены документы об организации учётной политики общества.

Судьями нижестоящих судебных инстанций этим доводам и доказательствам в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащая правовая оценка дана не была, мотивы, по которым доводы отвергнуты как необоснованные, в судебных актах фактически не приведены.

Согласно Правилам совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.

Под организатором азартной игры в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

В силу пункта 1.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации оно распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учёт в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.

№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» обязанность ведения бухгалтерского учёта возлагается на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации. Следовательно, требования Положения о порядке ведения кассовых операций адресованы юридическим лицам при ведении операций по приёму наличных денег, включая их пересчёт, выдаче наличных денег (кассовые операции) в месте для проведения кассовых операций (касса), определённом руководителем юридического лица.

Вывод судей нижестоящих инстанций о том, что в кассе пункта приёма ставок, расположенного по адресу: г. Киров, , должна вестись кассовая книга обособленного структурного подразделения ЗАО «Ф.О.Н.», не может быть признан обоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что пункт приёма ставок является обособленным структурным подразделением юридического лица (его филиалов или представительством). При этом касса пункта приёма ставок не является кассой юридического лица (местом проведения кассовых операций по смыслу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации).

Доказательств того, что ЗАО «Ф.О.Н.» не соблюдает предусмотренные законодательством требования при работе с наличными денежными средствами, материалы дела также не содержат.

Из содержания Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр следует, что в кассе игорного заведения осуществляется выдача обменных знаков (фишки, жетоны или иные знаки (документы) в обмен на денежные средства, а также производится выдача выигрыша в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.

Положением о документообороте, технологии обработки учётной информации и форм документов для внутренней отчётности ЗАО «Ф.О.Н.», утверждённым 1 января 2012 г., предусмотрено, что при приёме ставки от участника азартной игры в пункте приёма ставок букмекерской конторы формируется обменный знак игорного заведения - карточка установленной формы.

Пунктом 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций предусмотрено, что юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных этим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег). Согласно пунктам 1.10, 1.11 Положения о порядке ведения кассовых операций юридическое лицо может вести кассовые операции, отражаемые в кассовой книге, с применением программно-технических комплексов. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом.

Согласно Положению о порядке ведения кассовых операций в ЗАО «Ф.О.Н.», утверждённому 1 января 2012 г., в головной организации и в каждом филиале открывается отдельный раздел единой кассовой книги; при приеме ставок и выплате выигрышей в пунктах приёма ставок все операции по приходу и расходу наличных денежных средств отражаются в рабочей программе ФонАРМ, которая установлена на компьютерах, размещенных в головном подразделении общества, филиалах и пунктах приёма ставок. Отчеты о принятых ставках и выплаченных выигрышах направляются пунктами приёма ставок в головное подразделение и филиалы в электронном виде.

В материалы дела представлена распечатка реестра принятых ставок по адресу: г. Киров, . Данная распечатка получена с помощью программы ФонАРМ, которая является клиентской частью программно- аппаратного комплекса, используемого в качестве специального оборудования, позволяющего учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш.

В материалах дела об административном правонарушении также имеются приходные кассовые ордера Казанского филиала ЗАО «Ф.О.Н.» от 11 марта 2012 г. № и от 12 марта 2012 г. № , согласно которым от Б , оператора Казанского филиала, принято в кассу 3164 рубля и 5649 рублей (доход от игорного бизнеса), а также вкладные листы кассовой книги Казанского филиала ЗАО «Ф.О.Н.» за 11 марта 2012 г. и 12 марта 2012 г.

с указанием аналогичных сумм, что подтверждает оприходование полученных в качестве дохода наличных денежных средств.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что ЗАО «Ф.О.Н.» не обязано иметь кассовую книгу в расположенном по адресу: г. Киров, , подразделении, поскольку оно не является обособленным подразделением (филиалом или представительством общества), порядок работы ЗАО «Ф.О.Н.» с денежной наличностью в данном подразделении соответствует требованиям законодательства.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ЗАО «Ф.О.Н.» не допустило нарушение подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного Суда Кировской области от 19 октября 2012 г. № А28- 6462/2012, которым признано незаконным и отменено постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Кирову от 25 апреля 2012 г. о привлечении ЗАО «Ф.О.Н» к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что обществом нарушено Положение о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации (пункты 1.8, 2.5, 3.1, 4.1, 5.1, 5.6 и 6.1), а именно: в расположенном по адресу: г. Киров, , подразделении не осуществлено оприходование наличных денежных средств за 11 и 12 марта 2012 г., записи на основании приходных и расходных кассовых ордеров не вносились в кассовую книгу по причине её отсутствия.

Кроме того, при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова от 9 июня 2012 г. судья Ленинского районного суда г. Кирова допустил нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, в данном случае в области организации и проведения азартных игр, подлежащей государственному регулированию путём лицензирования.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет три месяца.

Из системного толкования части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении.

В нарушение вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Ленинского районного суда г. Кирова в описательно-мотивировочной части решения от 10 августа 2012 г.

за пределами срока давности привлечения ЗАО «Ф.О.Н.» к административной ответственности пришёл к выводу о доказанности факта нарушения обществом подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, фактически возобновив в этой части производство по делу после его прекращения мировым судьёй.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова от 9 июня 2012 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 10 августа 2012 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 25 октября 2012 г., вынесенные в отношении ЗАО «Ф.О.Н.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу законного представителя ЗАО «Ф.О.Н.», Хохлова И.В., удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского района г. Кирова от 9 июня 2012 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 10 августа 2012 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 25 октября 2012 г., вынесенные в отношении ЗАО «Ф.О.Н.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.Меркулов

Статьи законов по Делу № 10-АД14-2

КоАП РФ Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр
КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу

Загрузка
Наверх