Дело № 10-Г07-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 августа 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Соловьёв Владимир Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №10-Г07-4

29 августа 2007 г.

г. Москва

Председательствующего Хаменкова В.Б.

Судей Соловьева В.Н. и Малышкина А.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 7 статьи 22 закона Кировской области № 64-30 от 5 декабря 2006 г. «Об областном бюджете на 2007 год» (в редакции закона Кировской области от 27 марта 2007 г. № 90-30); Приложения № 13 в части учета в объеме поступлений доходов областного бюджета в 2007 года по коду бюджетной классификации 000 1 12 04021 02 0000 120 лесных податей в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и пункта 1.5 Приложения № 17 к закону Кировской области от 5 декабря 2006 г. № 64-30 «Об областном бюджете на 2007 год» (в редакции закона Кировской области от 27 марта 2007 г. № 90-30), по кассационному представлению прокурора на решение Кировского областного суда от 14 июня 2007 г., которым заявленное прокурором требование оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение Кировского областного суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

Абзацем 7 статьи 22 закона Кировской области «Об областном бюджете на 2007 год» установлен норматив отчислений в доход целевого бюджетного фонда охраны окружающей природной среды и природопользования Кировской области на 2007 год по лесным податям, зачисляемым в областной бюджет.

Подпунктом 1.5 Приложения № 17 указанного закона определены платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в сумме 4217 тыс. рублей.

Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением о признании указанных положений нормативного правового акта противоречащими федеральному законодательству и недействующими, ссылаясь на то, что статьями 1, 2 и 12 Федерального закона № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» такой вид платежа за пользование лесным фондом как лесные подати с 1 января 2007 г. упразднен.

В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100 процентов с 1 января 2007 г.

Виды платы за использование лесов установлены ст.94 Лесного кодекса Российской Федерации: арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

По мнению прокурора, оспариваемыми положениями закона Кировской области в источник доходов целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природопользования Кировской области на 2007 год включен не предусмотренный действующим законодательством вид платы за использование лесов.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, ст.ст.5, 46 Устава Кировской области от 27 марта 1996 г. № 12-30 нормативные правовые акты органов государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области прокурор Никонов К.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме и заявил дополнительные требования о признании не соответствующими федеральному законодательству положений Приложения № 13 к оспариваемому закону области в части учета в объеме поступлений доходов областного бюджета в 2007 году по коду бюджетной классификации 000 1 12 04021 02 0000 120 лесных податей в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 89058 тысяч рублей.

Представитель Законодательного Собрания Кировской области, действующая на основании доверенностей Гущина Л.М., заявленные требования не признала, поддержала возражения Законодательного Собрания Кировской области, изложенные в письменном виде. Суду пояснила, что при формировании доходной части областного бюджета на 2007 год Законодательное Собрание области руководствовалось Законом Российской Федерации от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 233-ФЗ от 18 декабря 2006г.). В приложении № 2 к указанному закону «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации» предусмотрен код 000 1 12 04021 02 0000 120 лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню». По этому коду в доход области зачисляется задолженность по лесным податям в областной бюджет.

Представитель Департамента лесного хозяйства Кировской области, действующая по доверенности Холманских В.Г., заявленные требования прокурора также признала, пояснив суду, что в связи с введением в действие с 1 января 2007 г. Лесного кодекса Российской Федерации Министерство финансов РФ письмом от 15 февраля 2007 г. № 02-09-03/344 направило разъяснения для отражения платы за использование лесов по кодам бюджетной классификации до внесения изменений в Федеральные законы от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» и от 15 августа 1996 г. № 115 -ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 168н.

Основанием для отражения платы за использование лесов по кодам бюджетной классификации для департамента лесного хозяйства Кировской области - администратора данных платежей - является перечень кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации по плате за использование лесов, направленных письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 28 февраля 2007г.№АА-05-54/1383.

Согласно указанному перечню кодов доходов бюджетов Российской Федерации по плате за использование лесов в наименовании доходов указываются платежи за использование лесов в условиях действующего бюджетного законодательства, а в скобках указываются платежи, которые будут соответствовать кодам доходов после приведения бюджетной классификации в соответствие с новой редакцией Лесного кодекса Российской Федерации и с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В этой связи представитель высказал мнение о том, что до внесения изменений в действующее бюджетное законодательство следует использовать двойное наименование дохода от использования лесов, поступающего в бюджет области, а именно: лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений), арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы).

Представитель департамента финансов Кировской области, действующий по доверенности Грухин С.А., с требованиями прокурора не согласился, пояснив суду, что по указанному виду платежей - лесные подати зачисляется имеющаяся задолженность по плате за древесину, отпускаемую на корню, в части, превышающей минимальные ставки. При этом оспариваемым законом области не устанавливается какой-либо новый или несуществующий вид платежа. Другого кода для отражения задолженности по лесным податям не существует.

Решением Кировского областного суда от 14 июня 2007 г. в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда как основанного на законе, не подлежащего применению, и ошибочно истолкованных нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по данному делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, статьей 22 закона Кировской области от 23 ноября 2006 г. № 90-30 «Об областном бюджете на 2007 год» был утвержден в составе областного бюджета целевой бюджетный фонд охраны окружающей среды и природопользования.

Этой же статьей установлены нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в областной бюджет, в доход целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природопользования Кировской области на 2007 г., в том числе по лесным податям - 2,4 процента, а также смета доходов и расходов этого бюджетного фонда на 2007 г. согласно Приложению № 17 к настоящему закону.

В соответствии с подпунктом 1,5 сметы (в редакции закона Кировской области от 27 марта 2007 г. № 90-30 установлены платежи в сумме 4217 тыс. рублей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в объеме 89058 тыс. рублей, зачисляемые по коду 000 1 12 04021 02 0000 120.

Судом правильно принято во внимание, что статьей 24 Федерального закона № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции указанной статьи с 1 января 2007 г. неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100 процентов.

Вместе с тем, статьей 6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 г.

Статьей 12 указанного Федерального закона сохранено действие статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.

Согласно ст.42 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997г. лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года.

Анализируя указанные положения, суд правильно обратил внимание на сохранение (продление) правоотношений по возможному осуществлению краткосрочного пользования лесным фондом и выполнению лесохозяйственных работ на основании лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов до 1 января 2008 г.

Ранее действовавшая редакция ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ предусматривала, что за краткосрочное пользование участками лесного фонда взимаются лесные подати.

Соглашаясь с доводом прокурора о том, что в настоящее время такой вид платежа (с 1 января 2007 г.) не указан в качестве самостоятельного и не предусмотрен ст.94 Лесного кодекса Российской Федерации, в тоже время судом обоснованно обращено внимание на нормы иного федерального законодательства, содержащие прямое указание на такой платеж.

Приложением № 7 к Федеральному Закону от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено поступление доходов в федеральный бюджет в 2007 г. в виде лесных податей в части минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню (код бюджетной классификации 1 12 04011 01 0000 120).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Приложением № 2 «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации» к указанному закону предусмотрен код 000 1 12 04021 0000 120 - «лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню».

Кроме того, судом обоснованно учтено, что в силу ст. 17 Закона Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в 2007 г. определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской федерации, установление порядка формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в компетенции Министерства финансов Российской Федерации относит установление единой методологии бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности, утверждение кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следует согласиться с тем, что судом учтено содержание приказа Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 168н (в редакции приказов Минфина Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 12н и от 10 апреля 2007 г. № 34н), вступившим в силу с 1 января 2007 г., в целях единства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, согласно которым предусмотрено зачисление лесных податей в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, на код 000 1 12 04021 02 0000 120.

Письмом от 15 февраля 2007 г. № 02-09-03/344 Министерство финансов Российской Федерации направило Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Федеральному казначейству разъяснения для отражения платы за использование лесов по кодам бюджетной классификации до внесения изменений в федеральные законы от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.» и от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 168н. Согласно указанных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации плата за использование лесов отражается, в том числе, и по коду бюджетной классификации 000 1 12 04021 02 0000 120.

Федеральное агентство лесного хозяйства в этой связи направило в администрации субъектов Российской Федерации письмом от 28 февраля 2007 г. №АА-05-54/1383 уточненный перечень кодов классификации бюджетов Российской Федерации по плате за использование лесов, согласно которому в наименовании доходов указываются платежи за использование лесов в условиях действующего бюджетного законодательства, а в скобках указываются платежи, которые будут соответствовать кодам доходов после приведения бюджетной классификации в соответствии с новой редакцией Лесного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указанным перечнем кодов классификации доходов бюджетов по плате за использование лесов предусмотрена уплата лесных податей в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (плата за использование лесов в части, превышающей минимальные размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений).

С учетом выясненных обстоятельств и конкретной правовой ситуации по делу Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться с выводом суда о том, что установление в бюджете области на 2007 г. платежей в виде лесных податей при условии сохранения на этот период краткосрочного пользования лесным фондом на основании лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов, применение в Приложении № 13 к закону области «Об областном бюджете на 2007 г.» кода бюджетной классификации 000 1 12 04021 02 0000 120 - «лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню» не противоречит федеральному законодательству.

В этой связи судом правильно обращено внимание на отсутствие противоречия нормы законодательства области федеральному бюджетному законодательству, которое комплексно регулирует бюджетные правоотношения как системные, охватывающие широкий круг вопросов.

В соответствии со ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления..

С учетом изложенного, решение Кировского областного суда от 14 июня 2007 г. следует признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Доводы кассационного представления являются несостоятельными, так как по существу свидетельствуют лишь о несогласии с выводами суда относительно установленных обстоятельств и правильностью их правовой оценки.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Кировского областного суда от 14 июня 2007 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 10-Г07-4

Статья 4. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
БК РФ Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
БК РФ Статья 165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх