Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 11-АД14-23

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 октября 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 11-АД14-23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 17 октября 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Государственной инспекции труда - государственного инспектора труда в Республике Татарстан Костюшина Е К на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ново-Савиновского района г. Казани Республики Татарстан от 22 мая 2013 г., решение судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 августа 2013 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2014 г., вынесенные в отношении Государственной инспекции труда в Республике Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ново- Савиновского района г. Казани Республики Татарстан от 22 мая 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 августа 2013 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2014 г., Государственная инспекция труда в Республике Татарстан (далее - Инспекция) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Инспекции - государственный инспектор труда в Республике Татарстан Костюшин Е.К. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Инспекции по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет придти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой гражданскую оборону.

Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение).

Данное Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население).

Предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в военное и мирное время).

Накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (пункты 2 и 3 Положения).

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне).

В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне к числу основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, относится обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки, проведенной 9 апреля 2013 г. ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, установлено, что Инспекцией в нарушение требований Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» не выполнены мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно, работники Инспекции не обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3- 5), распоряжением о проведении внеплановой проверки № 13 от 25 марта 2013 г. (л.д. 7-11), актом проверки № 13 от 9 апреля 2013 г. (л.д. 12-14), справкой о фактической численности работников Инспекции (л.д. 29), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное Инспекцией деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что у Инспекции труда отсутствовало необходимое финансирование для соблюдения в полном объеме требований закона об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пунктов 2, 18 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) от 28 декабря 2009 г. № 439, Инспекция является государственным органом, находящимся в подчинении Роструда.

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Рострудом.

Из приложенных к жалобе документов усматривается, что Инспекция обращалась в Роструд с заявкой на приобретение средств индивидуальной защиты для сотрудников Инспекции 23 апреля 2012 г. (№ 10-4174-12-исх).

Согласно Приказу Роструда № 172/ДСП от 31 июля 2012 г. Инспекции было выделено дополнительное финансирование на приобретение средств индивидуальной защиты для сотрудников Инспекции (л.д. 70), на которые были приобретена часть средств индивидуальной защиты (л.д. 76-81). Однако в полном объеме работники Инспекции такими средствами не обеспечены, что установлено в ходе проверки 9 апреля 2013 г. (л.д. 12-14).

Инспекция обращалась в Роструд по вопросу выделения дополнительного финансирования на приобретение средств индивидуальной защиты только 23 апреля 2012 г., повторных обращений по данному вопросу со стороны Инспекции не было. Иных мер к соблюдению требований закона по выполнению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, Инспекцией принято не было.

При таких обстоятельствах судебными инстанциями обоснованно было признано, что принятые Инспекцией меры не являлись исчерпывающими.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у Инспекции имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от нее меры по их соблюдению приняты не были.

Административное наказание назначено Инспекции в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ново-Савиновского района г. Казани Республики Татарстан от 22 мая 2013 г., решение судьи Ново- Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 августа 2013 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 20 января 2014 г., вынесенные в отношении Государственной инспекции труда в Республике Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Инспекции - государственного инспектора труда в Республике Татарстан Костюшина Е.К. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 11-АД14-23

КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение
КоАП РФ Статья 20.7. Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 26.11. Оценка доказательств

Производство по делу

Загрузка
Наверх