Дело № 11-Г07-17

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 июля 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Соловьёв Владимир Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №11-Г07-17

г.Москва

председательствующего Соловьева В.Н.

судей Макарова Г.В. и Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8.12.2005 г. № 580 «О переводе земельного участка из одной категории в другую» по кассационному представлению прокурора Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2007 г., которым в удовлетворении его заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Сафиной М.Н., возражавшей против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в защиту государственных интересов о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8.12.2005 № 580 «О переводе земель из одной категории в другую».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемым пунктом постановления перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 0,1143 га вдоль нефтепровода Бавлы-Куйбышев в южном направлении от села Татарская Тумбарла в категорию земель промышленности осуществлен в целях строительства линии электропередачи. Однако пунктом 1 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения для указанных целей в иную категорию не предусмотрен.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан вышеназванные требования поддержал.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Белов А.Н., не соглашаясь с заявлением прокурора, указал, что действующее земельное законодательство предусматривает возможность перевода земельных участков в связи со строительством линейных объектов, в частности статья 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Решением Верховного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2007 г. в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение Верховного суда Республики Татарстан подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое прокурором постановление не противоречит действующему федеральному законодательству.

В соответствии с п.п. «в» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п.п.2 п.1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.

Проанализировав положения вышеуказанных норм федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемое постановление, действовал в рамках предоставленных ему Земельным кодексом Российской Федерации полномочий и с учетом требований статей 3 и 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Как следует из материалов дела и установлено судом, 8 декабря 2005 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 580 принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, администрации Бавлинского района и г.Бавлы с учетом заключения государственной экологической экспертизы о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, площадью 0,1143 гектара с кадастровым номером 16:11:000000:0168 в границах согласно кадастровому плану вдоль нефтепровода Бавлы-Куйбышев в южном направлении от с.Татарская Тумбарла в категорию земель промышленности и предоставлении его в аренду на 49 лет ОАО

«Приволжскнефтепровод» для строительства линии электропередачи ВЛ-10кВ.

Все необходимые документы и согласования ОАО «Приволжскнефтепровод» были представлены в Кабинет Министров Республики Татарстан. Земельный участок размером 0,1143 га используется под линейно-кабельные сооружения на соответствующем фундаменте и опорах на обособленных участках земли. Земли, используемые на период строительства этих объектов, в иную категорию земель не переводились, что представителем прокурора Республики Татарстан не оспаривалось.

Следует согласиться и с суждением суда о том, что часть 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит прямого запрета на перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию для рассматриваемых целей. В данном случае в статье идет речь о земельных участках, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (вспомогательные участки земли).

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Доводы кассационного представления не могут быть признаны состоятельными, так как выводы суда не опровергают, сводятся по существу лишь к несогласию с правовой оценкой, данной судом установленным по делу обстоятельствам.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2007 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Татарстан без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 11-Г07-17

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
ЗК РФ Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх