Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 11-Г09-14

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 июля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 11-Г09-14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 29 июля 2009 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Еременко Т.И.
судей Макарова Г.В., Горшкова В.В.
при секретаре Холомеевой О.М.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ша- рафутдинова Д А об оспаривании нормативного правового акта по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2009 г., которым в удовлетворении его заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макаро­ ва Г.В., объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татар­ стан Курманова И.М. и Штромы А.Л., возражавших против кассационной жа­ лобы , заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федера­ ции Степановой Л.Е., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верхов­ ного Суда Российской Федерации

установила:

Кабинетом Министров Республики Татарстан (КМ РТ) 16 февраля 2009 г.

за № 87 принято постановление «Об утверждении расчета расхода электриче­ ской энергии, потребленной внутри многоквартирного дома» (Далее по тексту - Расчет). Пункт 1 Расчета имеет следующее содержание: «При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квар-2 тарных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для помещений: а) не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по следующей формуле: Ркг = \Ут + (Уа- (Упр+ Уш )) х 8/8 а ) х Тку, где Уй - объем (количество) электроэнергии, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартир­ ном доме (кВт.час); Упр - суммарный объем (количество) потребленной элек­ троэнергии за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета с уче­ том потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного прожи­ вающего; Упп - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, опреде­ ленный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке; $ - общая площадь ьтого помещения (квартиры), не оборудованного приборами учета электроэнергии; 8^ - общая площадь всех по­ мещений (квартир) в многоквартирном доме, не оборудованных приборами учета электроэнергии; Т^ - тариф на электроэнергию, установленный в соот­ ветствии с законодательством; У(п - объем (количество) электроэнергии, по­ требленной за расчетный период в ьтом помещении, не оборудованном прибо­ ром учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке; б) оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт.час на одного проживающего.

Д.А.Шарафутдинов обратился в суд с заявлением, в котором просил при­ знать указанное постановление недействующим в части размера платы за по­ требленную электрическую энергию для помещений, не оборудованных инди­ видуальными приборами учета со дня принятия постановления. В обоснование заявления указал на то, что в этой части оспариваемое постановление противо­ речит Правилам установления и определения нормативов потребления комму­ нальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, согласно пунктов 26 и 30 которых коммунальные услуги, пред­ назначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учи­ тываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей и в норматив электроснабжения включается расход электроэнер­ гии исходя из расчета ее расхода на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электриче­ ских — также для приготовления пищи. Следовательно, расход электрической энергии необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома, уже включен в состав норматива потребления электрической энергии и увеличение этого норматива на объем потребления электроэнергии на общедо­ мовые нужды является незаконным. На него и других граждан возлагается обя-3 занность дважды нести расходы по оплате электроэнергии за содержание обще­ го имущества многоквартирного дома.

Решение суда первой инстанции об отказе Д.А.Шарафутди нову в удовле­ творении его заявления (с учетом внесенных в оспариваемый акт изменений и уточнении заявителем мотивов своего требования относительно компетенции КМ РТ по принятию акта), с ссылкой на ст.ст. 72, 76 Конституции РФ, п. 16 ст. 12, ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п.п.20-25 вышеназванного постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления комму­ нальных услуг», постановление КМ РФ от 14 ноября 2006 г. № 543 «Об утвер­ ждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения», мотивировано тем, что жилищное законодательство относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. К полномочиям органов государ­ ственной власти РФ относится установление структуры платы за жилое поме­ щение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы. Раз­ мер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их по­ требления согласно приборам учета, а при отсутствии последних, исходя из ут­ вержденных в установленном порядке нормативов потребления. Нормативы потребления услуг по электро- и газоснабжению утверждаются органами вла­ сти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, исходя из ус­ редненных величин, что не предусматривает порядка распределения сверхнор­ мативного расхода электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома и этот вопрос на федеральном уровне не урегулирован. Рассматриваемый (оспариваемый) Расчет предусматривает условия распределения количества электроэнергии пропорционально площади не оборудованных приборами учета жилых помещений, оставшейся после распределения на общедомовые нужды.

Объем потребленной электроэнергии определяется коллективным прибором учета (в доме) и индивидуальным прибором учета (в квартире) и разница в по­ казаниях является сверхнормативным потреблением электроэнергии в кварти­ рах, не оборудованных приборами учета. КМ РТ утвердил Расчет в пределах своей компетенции. Оспариваемый заявителем акт не противоречит Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, и предусмотренные в них требования учтены. Граждане, не имеющие приборов учета, оплачивают расход электроэнергии на общедомовые нужды в рамках нормативов коммунальных услуг. Довод заявителя о возложении на него обя­ занности дважды оплачивать расходы электроэнергии является несостоятель­ ным.

В кассационной жалобе Д.А.Шарафутдинов указывает о несогласии с ре­ шением суда первой инстанции, ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения - об удовлетворении заявления. Указывает на необоснован­ ность вывода суда о принятии оспариваемого акта имеющим на это полномочие органом и отсутствии нарушения прав заявителя. Отмечает, что п/п «а» п.1 Рас­ чета установлен не порядок распределения сверхнормативного расхода элек­ трической энергии, а порядок расчета платы за электроснабжение для помеще­ ний, не оборудованных индивидуальными приборами учета, при оборудовании 4 многоквартирного дома коллективными приборами учета и частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета. Его доводы относительно нарушения требований указанных выше Пра­ вил не учтены. Имеющиеся между Правилами и Расчетом различия в определе­ нии размера платы за коммунальные услуги не дают оснований считать, что по­ следним восполняются пробелы федерального законодательства, что в свою очередь, является и нарушением прав заявителя. Доводы со стороны заинтере­ сованного лица относительно того, что «усредненные величины» не отражают реальных расходов электроэнергии указывают на наличие заниженных норма­ тивов потребления и на уклонение от возможного роста расходов на выплату гражданам субсидий в случае их увеличения. Фактически, судом исследован экономический и физический смысл оспариваемого акта, но не исследовано и не дано оценки его соответствия правовому акту, имеющему большую юриди­ ческую силу.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Су­ дебная коллегия приходит к следующему.

Жилищное законодательство, в соответствии с п. «к» части 1 ст.72 Кон­ ституции РФ, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъ­ ектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвер­ ждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федера­ ции - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабже­ нию и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъ­ ектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Рос­ сийской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ своим Постановле­ нием от 23 мая 2006 г. № 306 определило порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоот- ведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требовании к их фор­ мированию, в соответствии с которым при определении нормативов потребле­ ния коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержа­ ния общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с данными Правилами норматив потребления коммуналь­ ных услуг предоставляет собой месячный (среднемесячный) объем (количест­ во, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, се­ тевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартир­ ном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п.2). При этом, со-5 гласно п.30 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых при­ боров, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

В приложении к Правилам установления и определения коммунальных услуг приведена формула расчета норматива электроснабжения (формула 8 п.п. 20-25 Приложения) и установлено, что в качестве базовых условий опре­ деления потребности в электрической энергии на внутриквартирные нужды ре­ комендуется принимать наиболее типичную по площади для исследуемого жи­ лищного фонда однокомнатную квартиру. При этом нормативы потребления услуг электроснабжения, устанавливаются исходя из «усредненных» величин (индексов, поправочных коэффициентов, примерного перечня внутриквартир- ных электробытовых приборов и объема годового потребления ими электриче­ ской энергии).

Устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы по­ требления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг» (приложение № 2) установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при отсут­ ствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммуналь­ ных услуг.

В силу п. 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов го­ сударственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, однако вопросы, касающиеся порядка распределения сверхнормативного расхода электрической энергии в жилых помещениях многоквартирного дома федеральным законодательством не урегулированы.

Из материалов дела следует, что в оспариваемом расчете приведена фор­ мула, устанавливающая порядок распределения оставшегося количества элек­ трической энергии пропорционально площади жилых помещений, не оборудо­ ванных приборами учета, а не устанавливается норматив потребления комму­ нальных услуг по электроснабжению.

Суд правильно обратил внимание на то обстоятельство, что объем элек­ троэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а объем электро­ энергии, фактически потребленной в жилом помещении (квартире), оборудо­ ванном индивидуальным прибором учета определяется по показаниям данного прибора; разница между объемом электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объемом электроэнергии, потребленной в жилых помещениях с учетом расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, является сверхнормативным 6 потреблением электроэнергии в квартирах, не оборудованных приборами учета, и сделал вывод о том, что при утверждении данного расчета Кабинет Минист­ ров действовал в рамках предоставленных ему полномочий. Данный вывод су­ да согласуется с тем, что, как отмечено выше, федеральным законодательством данный вопрос не урегулирован.

На основании изложенного, учитывая, что выводы суда основаны на ис­ следованных материалах, мотивированы и соответствуют действующему зако­ нодательству, а также того, что нарушений норм, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Судебная коллегия в связи с рассмотрением настоящего дела не нашла подлежащим удовлетворению ходатайств заявителя и представителей заинтере­ сованного лица о запросе в Конституционный суд РФ относительно соответст­ вия оспариваемого Постановления Конституции РФ.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руково­ дствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2009 г. оста­ вить без изменения, а кассационную жалобу Шарафутдинова Д.А. - без удовле­ творения.

Статьи законов по Делу № 11-Г09-14

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ЖК РФ Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх