Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 12-АПГ12-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 декабря 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №12-АПГ12-7

от 26 декабря 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н. судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой O.A. при секретаре Тихонове М.Д.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

9 декабря 2011 г. Правительством Республики Марий Эл принято постановление № 396 «О некоторых вопросах организации деятельности

добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл» (далее -Постановление), которое было опубликовано в издании «Марийская правда. Официальный еженедельник» 20 января 2012 г., № 2.

Пунктом 1 Постановления утверждено Положение о личном страховании добровольных пожарных, привлекаемых к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим (далее -Положение).

Согласно пункту 3 указанного Положения личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и является основной гарантией социальной защиты добровольных пожарных.

Страхователями добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл являются юридические лица - общественные объединения пожарной охраны в соответствии с действующим законодательством.

На цели осуществления личного страхования добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл страхователям предоставляются субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Субсидии предоставляются из расчета страхового взноса на одного добровольного пожарного территориального подразделения добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл в размере 500 рублей (пункт 4 Положения).

В силу пункта 6 Положения юридическими лицами - общественными объединениями пожарной охраны составляются списки добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл, подлежащих личному страхованию.

Списки добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл, подлежащих личному страхованию, и плановый расчет бюджетных ассигнований направляются юридическими лицами - общественными объединениями пожарной охраны в Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл (далее -Департамент) ежегодно, до 15 мая текущего года (пункт 7 Положения).

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что субсидии, установленные пунктом 4 Положения, предоставляются Департаментом на основании соглашений, заключаемых с юридическими лицами - общественными объединениями пожарной охраны.

Форма соглашения о предоставлении субсидий на личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Республике Марий Эл и форма отчета о расходовании таких субсидий устанавливаются Департаментом.

В соответствии с пунктом 11 Положения контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделяемых на осуществление личного страхования добровольных пожарных, осуществляет Департамент.

В случае выявления нецелевого использования финансовых средств Департамент направляет юридическому лицу - общественному объединению пожарной охраны уведомление о возврате в республиканский бюджет Республики Марий Эл указанных финансовых средств.

Финансовые средства, использованные на цели, не предусмотренные настоящим Положением, и финансовые средства (часть финансовых средств), не израсходованные до конца календарного года, подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл на основании соответствующего уведомления Департамента.

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 3, пунктов 4, 6, 7, 10 и 11 Положения, ссылаясь на их противоречие Закону Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», которым не предусмотрено принятие органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере страхового дела. Кроме того, абзац 2 пункта 3 Положения, по мнению прокурора, противоречит статье 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которой установлено, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, не допускается.

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Правительство Республики Марий Эл просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны, регулируются Федеральным законом от 6 мая 2011г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее - Федеральный закон от 6 мая 2011г. № 100-ФЗ), которым также установлены правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулируются отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (статья 1 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Республика Марий Эл от 2 августа 2011 г. № 48-3 «О добровольной пожарной охране в Республике Марий Эл» органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Размеры и порядок предоставления основных гарантий социальной защиты работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных определяются нормативными правовыми актами Правительства Республики Марий Эл (часть 4 статьи 5 Закона Республика Марий Эл от 2 августа 2011 г. № 48-3).

Таким образом, из системного толкования Федерального закона от 6 мая 2011г. № 100-ФЗ и регионального законодательства следует, что осуществлять личное страхование добровольных пожарных в качестве страхователей вправе органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим. При этом личное страхование пожарных осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий 9 декабря 2011 г. Правительством Республики Марий Эл принято постановление № 396, отдельные положения которого оспариваются заместителем прокурора Республики Марий Эл.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, сделал правильный вывод о том, что абзац 2 пункта 3, пункты 4, 6, 7, 10 и 11 Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку определяют в качестве страхователей личного страхования добровольных пожарных общественные объединения пожарной охраны, тогда как изложенными выше федеральным законом и законом Республики Марий Эл правомочия по осуществлению личного страхования добровольных пожарных возложены на соответствующие органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления. Общественные объединения пожарной охраны не могут выступать субъектами соответствующих правоотношений как по мотивам их правового положения и функций в правовой системе, так и исходя из назначения института личного страхования добровольных пожарных как государственной гарантии в сфере социальной защиты данной категории лиц при осуществлении ими публично значимых функций обеспечения пожарной безопасности населения и имущества на территории субъекта Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 октября 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Марий Эл - без удовлетворение

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 12-АПГ12-7

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх