Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 3
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 12-АПГ15-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 сентября 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 12-АПГ15-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 13 сентября 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейГорчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мамаева С П на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 сентября 2015 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата на должность Главы Республики Марий Эл Маркелова Л И .

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Мамаева С.П.-Долгих А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 11 июня 2015 г. № 136-П выборы Главы Республики Марий Эл назначены на 13 сентября 2015 г.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 28 июля 2015 г. № 136/956 Маркелов ЛИ., выдвинутый Марийским региональным отделением партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом на должность Главы Республики Марий Эл.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 30 июля 2015 г. № 137/959 Мамаев СП., выдвинутый Марийским республиканским отделением КПРФ, зарегистрирован кандидатом на должность Главы Республики Марий Эл.

Мамаев СП. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность Главы Республики Марий Эл Маркелова Л.И., ссылаясь на то, что 20 августа 2015 г. в деревне Шимшурга Звениговского района Республики Марий Эл данный кандидат в ходе встречи с избирателями лично признал, что он подарил избирателям фельдшерско- акушерский пункт, сделал дорогу, обещал подарить корову тем, кто захочет.

Таким образом, имел место факт подкупа избирателей, что нарушает требования пункта 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидат Маркелов Л.И. воздействовал на избирателей посредством обещаний передачи им материальных благ, в том числе по итогам голосования, оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Этими действиями нарушено избирательное право Мамаева СП. на равенство прав и обязанностей кандидатов, участвующих в выборах.

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 сентября 2015г. заявление Мамаева СП. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Мамаев СП. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией влечёт отмену регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 названного Федерального закона.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г.

№ 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных Мамаевым СП. требований, поскольку установил, что каких-либо нарушений избирательного законодательства в ходе избирательной кампании кандидата Маркелова Л.И., допущено не было.

В силу части 1 статьи 76 Конституции Марий Эл Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл.

Статьей 14 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 г. № 23-3 «О Правительстве Республики Марий Эл» определено, что Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Марий Эл, участвует в реализации единой государственной политики Российской Федерации в области экономики, в том числе: формирует политику по развитию сельского хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства; разрабатывает меры по поддержке предпринимательства; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. № 447 утверждена государственная программа Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года». В соответствии с паспортом данной программы одним из ожидаемых результатов реализации программы является улучшение дорожных условий улично-дорожной сети. и Постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. № 428 и от 26 марта 2013 г. № 85 утверждены «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы» и Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Пунктом 3 указанных Правил предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл государственной поддержки сельскохозяйственного производства предусмотрено, что претендент, который приобрел племенных сельскохозяйственных животных, в том числе племенной молодняк, по договору купли-продажи, агентскому договору с рассрочкой платежей на несколько лет, получает субсидии на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, в том числе племенного молодняка, в течение срока действия указанного договора, в том числе в текущем финансовом году по мере оплаты, исходя из расчета очередных платежей в текущем финансовом году.

13 февраля 2014 г. Правительством Республики Марий Эл от 13 февраля 2014 г. № 59 принято постановление «О создании единой сети фельдшерско- акушерских пунктов в 2014-2016 годах в рамках реализации государственной программы Республики Марий Эл «Развитие здравоохранения на 2013 - 2020 годы», в соответствии с приложением № 2 к которому в 2015 г. было запланировано строительство фельдшерско- акушерского пункта в д. Шимшурга Звениговского района.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2015 г. Маркелов Л.И. назначен временно исполняющим обязанности Главы Республики Марий Эл до вступления в должность лица, избранного Главой Республики Марий Эл.

20 августа 2015 г. было проведено запланированное в соответствии с Планом мероприятий, проводимых в Республике Марий Эл с 17 по 23 августа 2015 г. открытие фельдшерско-акушерского пункта в д. Шимшурга Звениговского района с участием временно исполняющего обязанности Главы Республики Марий Эл Маркелова Л.И., который выступил перед собранием граждан д. Шимшурга по поводу открытия фельдшерско- акушерского пункта.

С целью проверки доводов заявителя Мамаева СП., судом первой инстанции и Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы была просмотрена видеозапись, содержащаяся на диске ОУО+К (длительностью 14 минут), по результатам которой установлено, что речь на открытии фельдшерско-акушерского пункта в д.Шимшурга Звениговского района Республики Марий Эл произнесена Маркеловым ЛИ. в качестве временно исполняющего обязанности Главы Республики Марий Эл, Председателя Правительства Республики Марий Эл, при этом он информировал присутствующих граждан об отдельных направлениях деятельности Правительства Республики Марий Эл, касающихся социальных и экономических вопросов, в том числе развития здравоохранения, улучшения дорожных условий, государственной поддержки сельскохозяйственного производства, установленных в соответствующих актах Правительства Республики Марий Эл.

В ходе названного выступления Маркелова Л.И. ни одно из озвученных им мероприятий Правительства Республики Марий Эл с его личным участием в предстоящих выборах не связывалось, в зависимость от результатов голосования на выборах Главы Республики Марий Эл поставлено не было, равно как не было организовано никаких агитационных мероприятий с размещением или распространением предвыборных агитационных материалов, содержащих призывы голосовать за Маркелова Л.И., либо против других кандидатов.

Упоминание фамилии «Казанков» в выступлении Маркелова Л.И., исходя из общего контекста выступления, не может рассматриваться как ведение предвыборной агитации. Кроме того, суду не представлено сведений о том, что гражданин с такой фамилией является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Республики Марий Эл.

Поскольку при рассмотрении дела, не нашли своего подтверждения, факты осуществления 20 августа 2015 г. зарегистрированным кандидатом на должность Главы Республики Марий Эл Маркеловым Л.И. подкупа избирателей и нарушения требований к предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд обоснованно оставил заявление Мамаева СП. без удовлетворения.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Ссылки в апелляционной жалобе на допущенные судом при рассмотрении дела нарушения процессуального законодательства, основаны на ошибочном толковании норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 35, 149 которого определяют право ответчика или его представителя представить заявителю или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований на любой стадии судебного разбирательства.

Другие доводы апелляционной жалобы так же не содержат обстоятельств, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамаева СП. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 12-АПГ15-1

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх