Дело № 12-Г07-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июня 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД

 

6 июня 2007 г.

Дело №12-Г07-4

г. Москва

председательствующего Т.И. Ерёменко,

судей В.Б. Хаменкова и А.В. Харланова

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Республики Марий-Эл на решение Верховного суда Республики Марий-Эл от 12 марта 2007 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Марий-Эл о признании недействующим ряда норм Положения о Государственной противопожарной службе Республики Марий-Эл.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Правительства Республики Марий-Эл Пряхиной О.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Главного управления МЧС России по Республике Марий-Эл Мечтанова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

5 декабря 2005 года постановлением Правительства Республики Марий Эл № 278 утверждено Положение «О Государственной противопожарной службе Республики Марий Эл» Пунктом 11 раздела V указанного Положения установлено, что личный состав Противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих должностях: лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в установленном порядке; лиц, не имеющих специальных званий.

Пункты 12-21 раздела определяют, что увольнение этих рядового и начальствующего состава, проходивших службу в установленном порядке (аттестованных) из Противопожарной службы осуществляется поэтапно в течение 2005-2008 годов по достижении предельного возраста нахождении на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (пункт 12).

Перевод сотрудников из Противопожарной службы в федеральную противопожарную службу осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 13).

При увольнении их из противопожарной службы, осуществляемом в переходный период (с 2005 по 2008 год) в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности, их должности замещаются в соответствии с организационно-штатным расписанием (пункт 14).

Личному составу Противопожарной службы в непрерывный стаж службы (работы или государственной службы), учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных социальных гарантий и назначения пенсии, засчитывается предшествующий период службы (работы) в Государственной противопожарной службе МВД Республики Марий Эл и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (пункт 15).

Присвоение очередных специальных званий сотрудникам Противопожарной службы в переходный период осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством (пункт 16).

На сотрудников распространяются нормативные правовые и иные акты, регламентирующие порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе гарантии правовой и социальной защиты и пенсионное обеспечение, а на работников- права, обязанности и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде (пункт 17).

Условия оплаты труда, социальные гарантии, компенсационные выплаты, надбавки и доплаты работникам Противопожарной службы устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Марий Эл с учетом положений федерального законодательства (пункт 18).

Численность личного состава подразделений Противопожарной службы, их материально-техническое обеспечение определяется исходя из нормативной численности боевых расчетов и возможности своевременного прибытия подразделений пожарной охраны для тушения пожара (пункт 19).

Форма одежды для работников противопожарной службы, а так же форма служебных удостоверений устанавливаются норматино-правовыми актами Республики Марий Эл (пункт 20).

Нормы обеспечения боевой и специальной одеждой, обувью, снаряжением и другим инвентарным имуществом сотрудников и работников противопожарной службы, осуществляющих организацию и тушение пожаров, а так же нормативы обеспечения пожарной техникой, средствами связи и вооружения для выполнения задач, возложенных на Противопожарную службу, устанавливаются на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл (пункт 21).

Прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону и недействующим раздела V Положения о государственной противопожарной службе Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 декабря 2005 года № 278.

Считая приведённые положения не соответствующими федеральному законодательству, прокурор ссылался на то, что эти вопросы отнесены к компетенции Российской Федерации и урегулированы нормами федерального законодательства.

Решением суда от 12 марта 2007 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Республики Марий-Эл просит об отмене решения, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны и включает в себя федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба, ранее входящая в систему МВД Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС Российской Федерации.

Признавая оспоренные прокурором положения недействующими, суд сделал правильный вывод о том, что они в противоречие нормам федерального законодательства, приняты с превышением компетенции субъекта Российской Федерации, установленной статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что лица рядового и начальствующего состава (сотрудники) проходят службу в Федеральной противопожарной службе.

В то же время статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, так же проходят службу лица рядового и начальствующего состава, на которых распространяются положения, регламентирующие прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а так же гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а так же на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Все сотрудники МЧС России, имеющие специальное звание внутренней службы обеспечиваются вещевым имуществом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 720 «Об утверждении Положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и норм снабжения вещевым имуществом лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих звание внутренней службы».

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесено создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из анализа указанных законов судом достоверно установлено, что в составе противопожарной службы субъекта Российской Федерации не могут проходить службу лица рядового и начальствующего состава, имеющие специальные звания, они проходят службу в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы на основании договоров, заключенных с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, прохождение ими службы регламентировано федеральными законами.

В связи с чем суд сделал правильный вывод о том, что принятие Положения о порядке прохождения службы этими лицами не относится к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым является Правительство Республики Марий Эл.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что суд не учёл фактических обстоятельств дела, что в ГПС Республики Марий-Эл проходят службу аттестованные сотрудники, что руководителями федеральной ГПС издаются приказы об их увольнении и это, по мнению кассатора, свидетельствует, якобы о признании ГПС республики территориальным подразделением федеральной службы, являются необоснованными, поскольку ни одно из приведённых обстоятельств при разрешении вопроса в порядке абстрактного нормоконтроля о соответствии одного нормативного правового акта другому, имеющему большую юридическую силу, правового значения не имеет.

Из пункта 1 оспариваемого Положения не следует, что ГПС Республики Марий-Эл является территориальным подразделением ГПС, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно данной норме ГПС Республики Марий-Эл - Служба именно субъекта Российской Федерации, входящая в состав ГПС Российской Федерации, что полностью соответствует приведённым выше положениям статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Следовательно, усмотрение в оспариваемом Положении возможности прохождения службы в ГПС Республики Марий-Эл аттестованными сотрудниками противоречит статье 7 этого же Федерального закона, о чём говорилось выше.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Правительства Республики Марий-Эл не содержит.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ,

 

определила:

решение Верховного суда Республики Марий-Эл от 12 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Республики Марий-Эл - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 12-Г07-4

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх