Дело № 13-Г11-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 июня 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №13-Г11-11

от 22 июня 2011 года

 

при секретаре Алёшиной П.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Тамбовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Жидкова А.И., Полежаева B.C., Плотникова П.В., Строгого A.B., представителя Тамбовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Котельникова A.B., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей избирательной комиссии Тамбовской области Макаровой Г.В., Малютина A.B.,

судей

председательствующего

Хаменкова В.Б.,

Калининой Л.А., Ксенофонтовой O.A.

возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Тамбовской областной Думы от 11 декабря 2010 г. №2005 назначены выборы депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва на 13 марта 2011 г.

13 марта 2011 г. состоялось голосование на выборах депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Тамбовской области «Об установлении общих результатов выборов депутатов Тамбовской Думы пятого созыва» от 15 марта 2011 г. № 177/1010-4 выборы депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва по единому избирательному округу и по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными.

Согласно этому постановлению в Тамбовскую областную Думу избрано 50 депутатов, из которых 25 - по единому избирательному округу и 25 - по одномандатным избирательным округам. Тамбовское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» получила 19 мандатов, Тамбовское избирательное объединение «Тамбовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 4 мандата, Тамбовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Тамбовское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» - по 1 мандату.

Избирательное объединение «Тамбовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в Тамбовский областной суд с заявлением о признании недействительным постановления избирательной комиссии Тамбовской области «Об установлении общих результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва» от 15 марта 2011 г. № 177/10104, считая, что Тамбовскому областному отделению «Коммунистическая партия Российской Федерации» следовало распределить не 4, а 5 мандатов.

С аналогичным заявлением в Тамбовский областной суд обратилось Тамбовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», в котором оно просило признать распределение в его пользу 1 мандата незаконным и возложить обязанность на избирательную комиссию области передать Тамбовскому региональному отделению «Либерально-демократическая партия России» 2 мандата.

Определением Тамбовского областного суда от 28 марта 2011 г. оба дела объединены в одно производство для правильного и своевременного их рассмотрения и разрешения.

Избирательная комиссия Тамбовской области, привлеченные к

участию Тамбовская областная Дума, Тамбовское регионального отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» возражали против удовлетворения заявлений.

Решением Тамбовского областного суда от 15 апреля 2011 г. избирательному объединению «Тамбовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Тамбовскому региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партия России» в удовлетворении заявлений отказано.

В кассационных жалобах заявители просят решение Тамбовского областного суда от 15 апреля 2011 г. отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит их подлежащими удовлетворению в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оценённых судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, регулирующий спорное правоотношение, судом истолкован верно, вследствие чего суд пришёл к правильному выводу о законности оспариваемого постановления избирательной комиссии Тамбовской области от 15 марта 2011 г. № 177/1010-4 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва» в части распределения депутатских мандатов между списками кандидатов избирательных объединений, получивших 7 и более процентов голосов избирателей на выборах депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва, и поэтому у суда нет оснований для отмены решения.

Судом установлено и не оспаривается заявителями, что по результатам голосования в Тамбовскую областную Думу пятого созыва по единому избирательному округу голоса избирателей распределились следующим образом:

Тамбовское региональное отделение партии «Единая Россия» - 303182 голоса избирателей (65,1%), Тамбовское областное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 84944 голоса избирателей (18,24%), Тамбовское региональное отделение «Либерально-демократическая партия России» - 34037 голосов избирателей (7,31%), Тамбовское региональное отделение партии «Справедливая Россия» - 26764 голоса избирателей (5,75%).

Следовательно, только Тамбовское региональное отделение партии «Справедливая Россия» получило менее 7, но более 5 процентов голосов избирателей.

В такой ситуации, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что коль скоро списки избирательного

объединения «Тамбовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Тамбовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» набрали свыше 7 процентов голосов избирателей и приобрели допуск к распределению депутатских мандатов, они не относятся к тем спискам кандидатов, которым неучастие в распределении мандатов компенсировалось предоставлением 1 гарантированного мандата.

Позиция избирательных объединений о необходимости первичной передачи по 1 депутатскому мандату каждому из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, в том числе и набравших свыше 7 процентов голосов избирателей, является ошибочной и не согласуется с нормами материального закона, регулирующего спорное правоотношение.

Согласно пунктам 16, 17 статьи 35, пункту 4.1. статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчётом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если установленный законом субъекта Российской Федерации необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный процент голосов избирателей превышает 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, этим законом должна предусматриваться передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат. Данное положение не применяется, если установленный законом субъекта Российской Федерации указанный минимальный процент составляет 5 и менее процентов от числа голосов избирателей, принявших

участие в голосовании. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.

Согласно Закону Тамбовской области от 5 сентября 2005 г. №355-3 каждому списку кандидатов, получившему менее 7 процентов голосов избирателей, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаётся один депутатский мандат. Областные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьёй 78 данного Закона. При этом до применения указанной методики из каждого областного списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в областную Думу по одномандатным избирательным округам. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с названным Законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата (пункты 4.1, 6 статьи 76).

Избирательная комиссия области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределёнными после их передачи спискам кандидатов в соответствии с частями 4.1 и 6 статьи 76 указанного Закона. Частные, определенные с точностью до третьего знака после запятой, полученные после указанного в настоящей части деления по всем спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду равен числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи спискам кандидатов в соответствии с частями 4.1 и 6 статьи 76 упомянутого Закона. Если два или более частных во вспомогательном ряду имеют порядковый номер, равный числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределёнными после их передачи спискам кандидатов в соответствии с частями 4.1 и 6 статьи 76 Закона, то из этих частных вспомогательный ряд дополняется частным списка кандидатов, получившего большее число голосов, а в случае равенства голосов - частным списка кандидатов, зарегистрированного ранее. Количество частных соответствующего списка кандидатов, расположенного во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределёнными после их передачи спискам кандидатов в соответствии с частями 4.1 и 6 статьи 76 Закона, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандидатов (статья 78).

Ссылки заявителей на часть 1 статьи 81 Закона Тамбовской области от

31 января 2007 г. № 146-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области», согласно которой списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают депутатские мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной этой статьей, а каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, передаётся по одному депутатскому мандату, суд правильно отклонил в связи с отсутствием аналогии закона и права в избирательном процессе Российской Федерации.

Других доводов, влекущих отмену решения в кассационном порядке, в кассационных жалобах не приводится.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Тамбовского областного суда от 15 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы избирательного объединения «Тамбовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Тамбовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи -

Статьи законов по Делу № 13-Г11-11

ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх