Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 14-АПГ14-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 апреля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 14-АПГ14-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 16 апреля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейАнишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подлесного И И и Болотовского С В о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области пятого созыва и по заявлению Болотовского С В о назначении выборов в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области по апелляционной жалобе заявителей на решение Воронежского областного суда от 29 ноября 2013 г. об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Болотовского СВ., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Подлесный И.И. и Болотовский СВ., граждане Российской Федерации, зарегистрированные и постоянно проживающие на территории Рамонского муниципального района Воронежской области, обратились в суд с заявлением о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области (далее - Совет) пятого созыва.

Болотовский СВ. также просил определить порядок назначения выборов депутатов Совета, обязать избирательную комиссию назначить выборы, установить срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; указать нормативно-правовой акт, на основании которого будут проводиться выборы, срок полномочий и число депутатов представительного органа местного самоуправления.

В обоснование требований заявители указали, что Совет предыдущего созыва был избран на муниципальных выборах 12 октября 2008 г. сроком на пять лет. На основании действующего законодательства очередные прямые выборы на основе свободного, всеобщего, равного и тайного голосования должны быть назначены на единый день голосования 8 сентября 2013 г., однако они не назначались и не проводились. Из публикаций в районной газете «Голос Рамони», 2013 г., 25 октября, им стало известно, что в этот день состоялось первое заседание Совета пятого созыва, что в состав Совета вошли лица, которые не были избраны путём свободного, равного, всеобщего и тайного голосования, что является нарушением закона и прав заявителей на участие в формировании представительного органа местного самоуправления Рамонского муниципального района.

Воронежским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просят в апелляционной жалобе Подлесный И.И. и Болотовский СВ., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит, что обжалуемое постановление не подлежит отмене.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из вывода о том, что отсутствуют правовые основания для признания состава Совета неправомочным и для назначения выборов территориальной избирательной комиссией Рамонского района Воронежской области, поскольку Совет пятого созыва сформирован в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ) с соблюдением установленных процедур.

Вывод суда, изложенный в решении, согласуется с требованиями закона и материалами дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 г.

№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу п. 5 указанного закона в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 данного закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (п.6 ст.З этого же федерального закона).

В силу ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьёй; 2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

В абзаце первом ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ указано на то, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с п. 2 ч. 4 данной статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым этой части.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном п. 1 ч. 4 данной статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с п. 2 ч. 4 данной статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 данной статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 4 данной статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учёт данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 4 данной статьи, и принимает решение о результатах её рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 4 данной статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Принятое решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района (абзац второй ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Установленный в соответствии с приведённой частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трёх месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 36 названного закона (абзац третий ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном п. 1 ч. 4 данной статьи, может быть выдвинута не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае принятия в порядке, установленном этой частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 данной статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются (абзац четвёртый ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 12 октября 2008 г. состоялись выборы депутатов Рамонского муниципального района четвёртого созыва и было избрано двадцать пять депутатов Совета на пятилетний срок полномочий, то есть до 12 октября 2013 г.

Решением Совета от 25 апреля 2013 г. № 419 признано, что поддержана не менее чем двумя третями представительных органов поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района Воронежской области (с 23 мая по 18 июня 2012 г.), инициатива Совета народных депутатов Скляевского сельского поселения от 19 апреля 2012 г. об изменении порядка формирования Совета и переходе от избрания его депутатов путём муниципальных выборов к формированию из глав поселений, входящих в состав данного муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений.

Этим же решением Совета определено, что Совет следующего созыва формируется в порядке, установленном п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, и состоит из глав поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по норме представительства один депутат от каждого поселения. При этом днём начала работы нового созыва Совета является следующий день после истечения срока полномочий действующего Совета, избранного на муниципальных выборах 12 октября 2008 г.

Решение Совета от 25 апреля 2013 г. № 419 опубликовано в официальном издании Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник», 2013 г., 29 апреля, № 5.

Решением Совета от 23 октября 2013 г. № 1 признаны полномочия депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области пятого созыва Куксовой ВВ., Бобовникова Е.А., Фролова Н.В., Дерманской С.А., Кобылкина Ю.А., Глазьева А.И., Русских А.М., Долгих Л.М., Томашовой ВВ., Гончаренко Е.Р., Тарасенко В.И., Лямзина В.И., Каменева А.И., Кичигина В.И., Бакулина НИ., Ермоловой В.И., Суворина А.Н., Петрина П.В., Кокоткина Н.В., Новосав Г.И., Радцевич В.А., Васильева А.Г., Павельева В.А., Ситниковой Л.С, Гусева И.И., Плехановой Л.В., Власова В.А., Малой Т.А., Воронцовой О.И., Сухаревой Т.М., Шипилова Н.Д., Соболевой Л.В., и признана правомочность Совета.

Указанное решение опубликовано 25 октября 2013 г. в том же издании, (выпуск № 13).

Решением Совета от 23 октября 2013 г. № 1 утверждён проект изменений и дополнений в устав муниципального образования, порядок учёта предложений по проекту и участия граждан в его обсуждении и назначены публичные обсуждения проекта, состоявшиеся 11 ноября 2013 г., по результатам которых было принято решение об одобрении проекта решения Совета.

Таким образом, Совет пятого созыва сформирован в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Каких-либо нарушений прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления суд не установил и в удовлетворении требований Подлесного И.И. и Болотовского СВ. обоснованно отказал.

Ссылки апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 9-П положения п. 1 ч. 4 и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают возможность формирования представительного органа муниципального района путём вхождения в его состав представителей поселений из числа лиц, ранее избранных непосредственно населением, только в случае, если решение о переходе к такому способу формирования представительного органа муниципального района принимается представительными органами соответствующих муниципальных образований с учётом мнения населения, проживающего на данной территории, выявленного в порядке, устанавливаемом в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.

Положения Конституции Российсокй Федерации и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления, на которую ссылаются заявители, не исключают возможность формирования представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, путём вхождения в его состав представителей поселенческих муниципальных образований, избранных населением на муниципальных выборах, если решение об этом принимается с учётом мнения населения.

В силу изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Воронежского областного суда от 29 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Подлесного И.И. и Болотовского СВ. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 14-АПГ14-7

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх