Дело № 14-В11-16

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №14-В11-16

от 18 ноября 2011 года

 

председательствующего Корчашкиной Т.Е. судей Назаровой А.М. и Гуляевой Г.А.

Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,

по надзорной жалобе Митрофановой А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 31 января 2011 г., оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2011 г., которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Митрофанова А.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство на

получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В обоснование своих требований истец указала на то, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию. Полагает, что в силу действующего законодательства по мерам социальной поддержки и льготам она приравнена к инвалидам Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на обеспечение жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Обратившись с заявлением в Департамент труда и социального развития, Митрофанова А.Н. просила включить её в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в силу названного Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714. Однако в удовлетворении её заявления было отказано, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 31 января 2011 г. в удовлетворении иска Митрофановой А.Н. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2011 г. решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Митрофановой А.Н. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы Митрофановой А.Н. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2011г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм

материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела было допущено существенное нарушение норм материального права.

Судом установлено, что Митрофанова А.Н. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию и имеет соответствующее удостоверение.

Постановлением Управы Ленинского района г. Воронежа от 7 мая 2010 г. № 408 Митрофанова А.Н. поставлена на учёт для получения жилых помещений как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей на основании статей 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Во включении в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Митрофановой А.Н. было отказано.

Отказывая Митрофановой А.Н. в удовлетворении иска о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, судебные инстанции исходили из того, что такого права она не имеет, поскольку положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2010 г. № 30) на нее не распространяются.

При этом суд учел, что названным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 уточнен порядок обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимающих участие в Великой Отечественной войне, а также иных перечисленных в этом Указе лиц.

Поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

С таким выводом суда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ соглашается. В тоже время полагает, что при

рассмотрении дела судебным инстанциям необходимо было учесть следующее.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»).

Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19и21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной

войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).

В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).

Законом Воронежской области от 7 июля 2006 года №66-03 «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» урегулированы отношения, связанные с предоставлением безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также пунктом 8 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Во исполнение указанного закона Правительство Воронежской области приняло постановление от 10 ноября 2010 года № 956 «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», в соответствии с которым безвозмездная субсидия на приобретение

жилого помещения предоставляется согласно единому списку граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, в порядке очередности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.

Однако судебные инстанции не проанализировали указанное законодательство, не установили обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного рассмотрения возникшего спора, о включении Митрофановой А.Н. в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о постановке её на учет в указанный список и об установлении очередности в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Воронежской области от 10 ноября 2010 года № 956.

На основании изложенного Судебная коллегия полагает, что состоявшиеся судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 31 января 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2011 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Статьи законов по Делу № 14-В11-16

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх