Дело № 14-Г10-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №14-Г10-1

от 17 марта 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Царевой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скибиной СЩ | В | на решение Воронежского областного

суда от 25 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления Скибиной СЩ | В| | о признании недействующим пункта 4

части 1 статьи 24 закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 10303 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» в части установления размера ежемесячной денежной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения Скибиной СВ., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей правительства Воронежской области Абрамовой O.A. и Байдаковой Ю.С., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

11 ноября 2008 года Воронежской областной думой принят, 14 ноября 2008 года губернатором Воронежской области подписан закон Воронежской области № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 указанного закона ветеранам труда после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а

ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), а также лицам, приравненным к ним, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых ежемесячная денежная выплата в размере 326 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного на соответствующий финансовый год законом Воронежской области об областном бюджете в соответствии с федеральным законодательством, на основании нормативного правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития.

Скибина СВ., являющаяся ветераном труда, обратилась в Воронежский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 части 1 статьи 24 закона Воронежской области № 103-03 и возложении на Воронежскую областную думу обязанности установить размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

По мнению Скибиной СВ., оспариваемая норма противоречит пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты ветеранов труда, размер ежемесячной денежной выплаты не компенсирует утраченные ею льготы.

Определением судьи Воронежского областного суда от 19 ноября 2009 года, вступившим в законную силу, отказано в принятии заявления Скибиной СВ. в части возложения на Воронежскую областную думу обязанности установить размер ежемесячных денежных выплат ветеранам труда в соответствии с положениями Конституции РФ, Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Решением Воронежского областного суда от 25 декабря 2009 года в удовлетворении заявления Скибиной СВ. о признании недействующим пункта 4 части 1 статьи 24 закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-03 в части установления размера ежемесячной денежной выплаты отказано.

В кассационной жалобе Скибиной СВ. ставится вопрос об отмене

решения суда как необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Часть 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ предусматривает, что в связи с принятием названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, издавая нормативные правовые акты, должны соблюдать следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Федеральным законом № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно статье 13 Федерального закона № 5-ФЗ в редакции Федерального закона № 122-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В числе мер социальной поддержки в новой редакции статьи 13 Федерального закона № 5-ФЗ отсутствуют бесплатный проезд при пользовании городским и пригородным транспортом, льготный проезд при пользовании железнодорожным и водным транспортом.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 5-ФЗ в редакции Федерального закона № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 5-ФЗ, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ в редакции Федерального закона № 122-ФЗ).

В Воронежской области меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, установлены законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

Согласно части 1 статьи 24 закона Воронежской области № 103-03 ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

бесплатное оказание медицинской помощи в областных государственных учреждениях здравоохранения и муниципальных учреждениях здравоохранения городов и районов Воронежской области в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год на

территории Воронежской области, утверждаемой правительством Воронежской области;

денежная компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение в пределах установленного областного стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение)) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости топлива (включая транспортные услуги для доставки этого топлива), приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению на территории Воронежской области, а также услуг по электроснабжению и газоснабжению (в том числе поставке бытового газа в баллонах) в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительными органами государственной власти Воронежской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда);

ежемесячная денежная выплата в размере 326 рублей (размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного на соответствующий финансовый год законом Воронежской области об областном бюджете в соответствии с федеральным законодательством, на основании нормативного правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития).

Финансовое обеспечение расходных обязательств Воронежской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных законом Воронежской области № 103-03, производится за счет средств областного бюджета (часть 1 статьи 4 закона Воронежской области № 103-03).

Судом установлено, что ранее таковые меры социальной поддержки были предусмотрены законом Воронежской области от 30 декабря 2004 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов», который утратил силу с 1 января 2009 года, а размер ежемесячной денежной выплаты устанавливался нормативным правовым актом администрации области. Финансирование мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств областного бюджета в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Разрешая заявление Скибиной СВ., суд проанализировал постановления

администрации Воронежской области, принятые во исполнение закона Воронежской области от 30 декабря 2004 года № 100-ОЗ, и установил, что размер ежемесячной денежной выплаты для ветеранов труда был увеличен с 200 до 326 руб.

На момент рассмотрения судом настоящего заявления размер ежемесячной денежной выплаты составлял 354 руб. (был проиндексирован исходя из прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного на соответствующий финансовый год законом Воронежской области об областном бюджете, что предусмотрено законом Воронежской области № 103-03).

Что касается совокупного объема финансирования льгот и выплат, то суд привел в решении цифры, подтверждающие объемы финансирования законов Воронежской области от 30 декабря 2004 года № 100-ОЗ и от 14 ноября 2008 года № 103-03, проанализировал их и пришел к выводу об увеличении совокупного объема финансирования.

Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемая норма закона Воронежской области № 103-03 не противоречит федеральному законодательству, в частности, статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, поскольку соблюдено требование последней о невозможности уменьшения совокупного объема финансирования льгот и выплат при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся до указанной даты в натуральной форме, и ухудшении условий предоставления.

С учетом того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы, сводящимся к недостаточности размера ежемесячной денежной выплаты для реальной социальной поддержки ветеранов труда. Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, содержащиеся в решении, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Л

Решение Воронежского рб-кастного суда от 25 декабря 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалоба. Скибиной СВ. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 14-Г10-1

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх