Дело № 15-АПГ12-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 ноября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №15-АПГ12-7

от 14 ноября 2012 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой O.A.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Тростиной Г.А. и Правительства Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 10 августа 2012 года, которым заявление Тростиной Г.А. о признании недействующими абзацев первого - девятого части первой пункта 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. № 342, удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

28 июля 2008 г. Правительством Республики Мордовия принято постановление № 342 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия», первоначальный текст которого опубликован в издании «Известия Мордовии» 14 августа 2008 г., № 121-22.

Пунктом 1 названного постановления утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия (далее - Положение).

Согласно части первой пункта 5 Положения для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане представляют в государственное казенное учреждение по месту жительства следующие документы:

заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и способе ее доставки;

копию документа, удостоверяющего личность заявителя и регистрацию по месту жительства;

копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в подпунктах 1-22 пункта 2 данного Положения;

копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке (для категории граждан, указанной в подпункте 23 пункта 2 данного Положения);

копию пенсионного удостоверения (для категорий граждан, указанных в подпунктах 11 и 23 пункта 2 данного Положения);

копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;

документы о составе семьи заявителя.

документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, за последний месяц перед обращением либо соглашение по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Тростина Г.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими абзацев первого-девятого части первой пункта 5 Положения, ссылаясь на то, что является инвалидом третьей группы и имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Для получения указанных льгот гражданину необходимо представить в уполномоченный орган справку, подтверждающую факт установления инвалидности. Предоставление каких-либо иных документов действующим законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, оспариваемые положения обязывают инвалидов получателей льгот представлять дополнительные документы, кроме справки об

инвалидности, что противоречит федеральному законодательству и влечет нарушение прав заявительницы.

Вступившим в законную силу определением Верховного Суда Республики Мордовия от 10 августа 2012 г. производство по делу по заявлению Тростиной Г.А. о признании недействующими абзаца первого в части слова «граждане», абзацев второго - восьмого части первой пункта 5 Положения прекращено.

Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 10 августа 2012 г. заявление Тростиной Г.А. о признании недействующими абзацев первого и девятого части первой пункта 5 Положения удовлетворено частично, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац девятый части первой пункта 5 Положения в той части, в которой он распространяется на инвалидов.

В удовлетворении требований Тростиной Г.А. о признании недействующим абзаца первого части первой пункта 5 Положения отказано.

В апелляционной жалобе Тростиной Г.А. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления и вынесении нового решения.

Правительство Республики Мордовия просит в апелляционной жалобе решение суда в части удовлетворения требований отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Тростиной Г.А.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года), который, в частности, устанавливает меры социальной поддержки названной категории граждан.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в

жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Исходя из содержания пункта 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 основанием для предоставления льгот инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» Правительством Республики Мордовия принято постановление от 28 июля 2008 года № 342, отдельные положения которого оспариваются Тростиной Г.А.

Разрешая заявленные требования о признании недействующим абзаца девятого части первой пункта 5 Положения в той части, в которой он распространяется на инвалидов, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, пришел к правильному выводу об их удовлетворении.

При этом суд обоснованно исходил из того, что право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение мер социальной поддержки, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации федеральное законодательство не содержит.

В связи с чем суд правомерно посчитал, что установление региональным законодательством перечня иных документов, которые необходимо представить инвалидам, имеющим право на получение меры социальной поддержки в виде 50-процентной оплаты жилья и коммунальных услуг за счёт федерального бюджета, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.

Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.

Судебная коллегия согласна с выводами суда об отказе в удовлетворении требований Тростиной Г.А. о признании недействующим абзаца первого части первой пункта 5 Положения, поскольку как правильно указал суд, названная норма является общей вводной для всех категорий граждан, указанных в пунктах 1-22 оспариваемого Положения, и сама по себе федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, и оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Мордовия от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Тростиной Г.А. и Правительства Республики Мордовия - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 15-АПГ12-7

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх